Я хотел было сделать подробный разбор нижеприведенного текста свящ. Олега Давыденкова (Христологическая система Севира Антиохийского. С 261 - 262). Но в связи с одним событием, о котором я надеюсь со временем рассказать, ограничусь лишь самим текстом и маленьким комментом к нему.
Текст приводится с незначительными сокращениями. Примечания автора даны в скобках.
2) Вторым значением этого термина в христологических произведениях свт. Кирилла является конкретная реализация общей природы или природа индивидуализированная. Такая природа есть φύσις ὑφεστῶσα, ὕπαρξις или πρᾶγμα. В этом значении природа противопоставляется реально несуществующему (ἀνιπόστατος). Преп. Иоанн Дамаскин называет это «естеством, созерцаемым в неделимом» (ἐν ἀτόμῳ θεωρουμένη φύσις).
3) Третье значение представляется для нас наиболее важным. Свт. Кирилл часто использовал термин «природа» в общем смысле, в значении реальности, существующей во множестве ипостасей одного рода (прим.: Преп Иоанн Дамаскин говорит, что такое естество усматривается «сообща во всех однородных ипостасях, как взаимно связующее их, и называется естеством, созерцаемым в роде (κοινῶς ἐν πάσαις ταῖς ὁμοειδέσιν ὑποστάσεσι ταύτας συνάπτουσα καὶ λέγεται ἐν τῷ εἴδει θεωρουμένη φύσις)» (Joannis Damasceni. Ekdosis akribes.3.2). Христологическое использование термина «природа» свт. Кириллом в значении общего человеческого естества подробно исследовано в статье Л. Янсенсена (Janssens 1938. P. 233-278)). Современный патролог Дж. МакГаккин утверждает, что, согласно свт. Кириллу, «усвоение человеческой природы в частном (in particular), то есть в Его рождении во времени и в пространстве, есть в то же время реальное таинство усвоения Логосом человеческой природе в целом (at large). И Его усвоение сообщает человеческой немощи вновь обретенное бесконечное достоинство». Кардинал К. Шенборн, римо-католический архиепископ Вены, также отмечает, что по учению свт. Кирилла «когда Христос воспринял нашу плоть, Он в известном смысле соединил Себя со всем человечеством. Через Его единую плоть мы все вошли в родственные отношения (συγγένεια) с Ним» . После воплощения «то, что есть во Христе, то же и в нас» (Ὅσα γὰρ ἐν Χριστῷ, ταῦτα καὶ εἰς ἡμᾶς), и вся человеческая природа (ὅλην …τὴν φύσιν) (прим.: Слово ὅλος («весь, целый») в языке свт. Кирилла является указанием не на формальную полноту человеческого состава, а на общий характер человеческой природы: «Единородный стал подобным нам человеком, чтобы в Нем и первом возвращающиеся блага и насажденная благодать Духа уже крепко сохранилась для всей природы… Поэтому как в изменении первого потеря благого проникла во всю природу, таким же… образом и в неведавшем изменения должно сохраниться для всего рода приобретение постоянства божественных даров» (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium. VII, 39. PG 73, 756ab, см. также: ibid. I, 14. PG 73, 696ac)) восстановлена во Христе, потому что «Логос посредством одного обитал во всех» (ἐν πᾶσι… Λόγος ἐσκήνωσε δι' ἑνὸς) (прим.: Ibidem. In Ioannis Evangelium, I, 14. PG 73, 161с.) и «имеет нас в Себе» (ἡμᾶς ἔχων ἐν ἑαυτῷ) (прим.: «И нас имеет в Себе, поскольку воспринял природу нашу и наше тело соделал телом Слова… Он усвоил нашу природу, преобразуя ее в свою собственную жизнь» (Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XIV, 20. PG 74, 280b)). Он «понес нас через Свою плоть. Ведь в Нем – все мы, поскольку Он явился человеком» (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XVI, 7. PG 74, 432b). Согласно протопресвитеру И. Мейендорфу, в богословском видении свт. Кирилла «Христос представляется не только как исторический индивидуум, но и как коллективная личность, в которой восстанавливается полнота человеческой природы». Поэтому, например, все че6ловечество участвует в таинстве вознесения Спасителя на небо (прим.: Cyrilli Alexandrini. Thesaurus de sancta consubstantiali Trinitate. XX. PG 75, 329d). Однако это не означает, что свт. Кирилл учил о некоем «механическом» всеобщем спасении. Хотя человечество вследствие боговоплощения находится в реальном родстве со Христом, грешникам и неверующим это обстоятельство не приносит никакой пользы. Так, вся человеческая природа воскрешена из мертвых в силу воскресения Христова (прим.: «…Ожил, разрушив державу смерти, не для Себя устрояя воскресение, поскольку Он есть Бог и Слово, но нам через Себя и в Себе давая это, ибо во Христе была целая природа человека, поправшая узы смерти… Поэтому… сообразными воскресению Его и славе мы будем, и уже стали как в начатке рода…» (Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XVII, 22-23. PG 74, 565c)), , но для грешников воскресение явится лишь большим наказанием (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, X, 14. PG 73, 10044b-1048c).
Собственно, нечто подобное уже было разобрано мною в статье об ИВФ Лурье. Здесь лишь отмечу откровенность автора, прямо говорящего о восприятии всех ипостасей Христом. Кроме того, если Лурье вовсе проигнорировал текст прп. Иоанна Дамаскина (ТИПВ, 55), то свящ. Давыденков этот текст упоминает. Упоминает, и противопоставляет (не знаю, насколько сознательно) то, что он почитает за учение свт. Кирилла, учению, выраженному в тексте прп. Иоанна (хотя в том, что именно восприятие природы, усматриваемой в роде, есть восприятие всех ипостасей, свящ. Давыденков с прп. Иоанном согласен; но он не согласен, очевидно, с отрицанием прп. Иоанном восприятия этой природы Спасителем).
Anonymous
February 27 2010, 12:08:47 UTC 2 years ago
http://www.orthlib.ru/Fathers/florovsk01.h
February 27 2010, 12:26:16 UTC 2 years ago
"Равно-природность существ", их равное сопричастие абсолютной реальности делает все существа носителями буддства, или, как сказали бы автор "Ланкаватары", носителями семени Будды. все существа являются сосудами, в которых рано или поздно случится просветление ума, и весь сосуд наполнится Всеведением Будды, исчезнут станки сосуда и существо сольется с единым Дхармическим Телом Будды" (Комментарий В. П. Андросова к сочинению "Махаяна-вимщика". // В. П. Андросов. Будда Шакьямуни. М., 2001. С. 292)
Anonymous
February 27 2010, 12:50:32 UTC 2 years ago
если посмореть на ситуацию шире, то, несомненно, нужно говорить о трагедии и своего рода катастрофе
February 27 2010, 12:29:21 UTC 2 years ago
словоблудие
**Согласно протопресвитеру И. Мейендорфу, в богословском видении свт. Кирилла «Христос представляется не только как исторический индивидуум, но и как коллективная личность**"Исторический индивидуум" родился от Девы Марии, мыслит, волит, страдает, отпускает грехи грешникам, запрещает буре, роняет кровавый пот в Гефсимании, молится, умирает на кресте, спускается в ад и т.д. _как воплотившийся Сын Божий (Я и Отец - одно), как Вторая Ипостась Троицы_, но не как мешок с человеческими ипостасями или "коллективная личность".
February 27 2010, 12:31:00 UTC 2 years ago
Re: словоблудие
Да.Anonymous
February 27 2010, 15:02:02 UTC 2 years ago
Re: словоблудие
Кто утверждает, что тело Господа по воскресении сделалось эфирным, и приняло сферическую форму, каковыми телами в воскресении облекутся и все разумные твари, — кто утверждает, что как Христос совлекся своего земного тела, так и все разумные существа не будут иметь в воскресении подобных настоящим тел, — да будет анафема.Кто говорит, что последний суд в конце мира будет состоять в совершенном уничтожении тел и всего вещества, что конец мира сего будет началом новой невещественной природы и что в этом новом мире ничего не будет материального, а будет одна только универсальная душа, — да будет анафема.
Кто говорит, что в будущей жизни не будет никакого различия между Христом и всеми остальными разумными тварями ни по существу, ни по сознанию, ни по силе и могуществу, что все разумные твари будут одесную Бога так же, как и их Христос... — да будет анафема.
Кто думает, что конец мира будет совершенное уничтожение всякого разнообразия, так что разумные твари не только совлекутся своих тел и всякой вещественности, но и потеряют каждая свою личность, свое имя, свое сознание, и таким образом составят такое же неразличимое единство, как это было и в предсуществовании, — да будет анафема.
February 27 2010, 17:06:04 UTC 2 years ago
Re: словоблудие
+ :)Anonymous
March 15 2010, 13:00:28 UTC 2 years ago
скоро - во враги народа :)
по поводу:поскольку все естество есть как бы одно некое живое существо, воскресение части распространяется на все, по непрерывности и единению естества будучи передаваемо от части целому
http://olegvm.livejournal.com/165455.htm
http://olegvm.livejournal.com/165351.htm
Кто думает, что конец мира будет совершенное уничтожение всякого разнообразия, так что разумные твари не только совлекутся своих тел и всякой вещественности, но и потеряют каждая свою личность, свое имя, свое сознание, и таким образом составят такое же неразличимое единство... — да будет анафема.
очевидный акцент Святителя на "как бы" сменяется акцентом на "некоем живом существе" -
т. е. ГН читается глазами Оригена без экивоков, Ориген отрецептирован и восстановлен в правах, тем более, что
Ориген - учитель(через свои труды) великих Каппадокийцев, Евагрий - один из столпов египетской аскетической традиции...
http://kiprian-sh.livejournal.com/70877.h
так что скоро - во враги народа :) Обратите внимение, насколько сложно найти в Сети полный текст анафем на Оригена
2 years ago
Anonymous
2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
February 27 2010, 14:10:37 UTC 2 years ago
February 27 2010, 17:47:27 UTC 2 years ago
February 27 2010, 17:54:50 UTC 2 years ago
February 27 2010, 17:57:59 UTC 2 years ago
February 27 2010, 18:01:47 UTC 2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
February 27 2010, 18:20:17 UTC 2 years ago
К спортивно-политическому (раз там нельзя)
Эх. Не умеете вы священноначалие отмазывать! (У нас учитесь... :))Может быть, для сборной России промыслом Божиим было 21 место заготовлено. Между Литвой и Словенией.
Но господь переменил намерение после...
:)
February 27 2010, 18:38:46 UTC 2 years ago
Re: К спортивно-политическому (раз там нельзя)
У меня был и такой вариант :) Но пальцы не послушались :)February 27 2010, 18:54:49 UTC 2 years ago
Re: К спортивно-политическому (раз там нельзя)
Я для поднятия настроения поставил себе запись 3-го матча Кубка вызова 79-го года и с удовольствием послушал захлебывающегося от восторга Озерова.February 27 2010, 18:56:57 UTC 2 years ago
Re: К спортивно-политическому (раз там нельзя)
Я, честно сказать, уже давно совершенно безразличен к спортивным достижениям страны. Посему настроение у меня и не портилось.February 27 2010, 19:05:33 UTC 2 years ago
Re: К спортивно-политическому (раз там нельзя)
К хоккею с канадцами я с детства не равнодушен. :)А в целом большой спорт, как к нему самому не относиться, в современных условиях это индикатор проблем страны.
February 27 2010, 19:15:07 UTC 2 years ago
Re: К спортивно-политическому (раз там нельзя)
*К хоккею с канадцами я с детства не равнодушен. :)*В детстве и я был болельщиком. До сих пор помню имена наших и канадцев в первых сериях (1972, 1974).
*индикатор проблем страны*
Это да. Но отношение как к индикатору у меня не совмещается с болельщицкими эмоциями.
2 years ago
Anonymous
April 10 2010, 06:27:45 UTC 2 years ago
у кого содрал Давыденков, выяснили
Кроме того, если Лурье вовсе проигнорировал текст прп. Иоанна Дамаскина (ТИПВ, 55), то свящ. Давыденков этот текст упоминает. Упоминает, и противопоставляет (не знаю, насколько сознательно) то, что он почитает за учение свт. Кирилла, учению, выраженному в тексте прп. Иоанна----------------------------
это содрано у Балт., который прямо говорит о неприятии Дамаскиным идеи о воплощении Христа во все человечество (против Ил., Кирилла и ГН) - Theo-Drama, 3, 1978, p. 236 (цит. по англ. переводу).
Вообще, соотв. том Теодраматики - просто находка! :) Тем более, для наших теологов - бери, и катай без ссылки.
April 10 2010, 08:57:31 UTC 2 years ago
Re: у кого содрал Давыденков, выяснили
Давыденков, мне кажется, просто невнимательно прочитал Дамаскина. Или откровенно вводит читателя в заблуждение, не упоминая о неприятии им идеи восприятия всех ипостасей. Но саму идею о восприятии он мог взять и из называемых им источников (Бальтазара в списке литературы вообще нет, зато есть Абрамовски, Янсенс, которые утверждают то же).Возможно, Лурье знал о "находке" Бальтазара, почему и не стал вообще упоминать ТИПВ, 55.
April 10 2010, 09:54:47 UTC 2 years ago
Re: у кого содрал Давыденков, выяснили
/зато есть Абрамовски, Янсенс, которые утверждают то же/А Абрамовски и Янсенс утверждают восприятие всех ипостасей? Вы уточняли?
April 10 2010, 10:01:05 UTC 2 years ago
Re: у кого содрал Давыденков, выяснили
Насколько помню, да, Давыденков их прямо цитирует. Да и вообще, в последнее время я столько цитат (особенно с помощью ув. Анонима) нарыл, где прямо утверждается восприятие всех ипостасей, что впору говорить о мейнстриме ;)April 10 2010, 10:22:10 UTC 2 years ago
Re: у кого содрал Давыденков, выяснили
/Насколько помню, да, Давыденков их прямо цитирует./Мне это не очевидно. Собственно, и в приведенной Вами цитате из о. Олега Давыденкова в смысле восприятия всех ипостасей можно понять только последний отрывок: "Так, вся человеческая природа воскрешена из мертвых в силу воскресения Христова,... но для грешников воскресение явится лишь большим наказанием".
Но такая связь и у отцов, действительно, прослеживается, и, хотя мне она и не понятна до конца, но восприятия всех ипостасей не означает.
А все остальное из цитаты это буквальное повторение слов св. Кирилла Александрийского о соединении Логоса со всеми людьми.
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
Anonymous
April 10 2010, 12:09:33 UTC 2 years ago
Re: у кого содрал Давыденков, выяснили
Балт. - гений инсинуации, но здесь речь уже не об этой идее, которя им обигрывается в деталях в самых разных контекстах - а именно о моменте противпопоставления - в отношении к это идее - свв. Кирилла и Дамаскина - о той тонкости, которую акцентируете Вы. А "Природные" страницы соотв. тома Теодрам. - где-то с 229 по 237 нужно, по идее, просто выложить без комментариев :)2 years ago
Anonymous
2 years ago
2 years ago