Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Когда начальник нехорош.

К одному offline-разговору.

«Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, — потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в про­пасть. Почему же Павел говорит: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…”? Он выше сказал: “…и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Евр. 13:7); а потом и говорит: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…”. А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, — тогда ненужно по­виноваться ему? Нехорош, — в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от  него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся об этом. Я приведу тебе пример не от себя, а из божественного Писания. Послушай, что говорит Христос: “…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи”. Сказав о них прежде много обличительного, Он потом говорит: “…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте” (Mф. 23:2, 3). Они имеют, говорит, достоинство, но нечисты по жизни. А вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова их; от поведения же (других) никто не получит вреда. Почему? Потому, что оно явно для всех, и такой (человек), хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить (других). Также слова: “Не судите, да не судимы будете” (Mф. 7:1), относятся к жизни, а не к вере, как показывают следующие за ними: “…что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Mф. 7:3)? “…Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте” относится к деятельности, а не к вере, — “…по делам же их не поступайте”. Видишь, что здесь идет речь не о догматах, а о жизни и делах?» (Толкование на Послание к евреям. Беседа 34, 1)[1].
__________________________________
15-е Правило Двукратного собора, различающее канонические и догматические погрешения и сообразное различие действий в отношении первых и вторых, зиждется вот именно на этом основании.

PS Думаю, стоит добавить подборку (и обсуждение) текстов о судящих священников и епископов: https://kiprian-sh.livejournal.com/208216.html



[1] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 12 (1). М., 2004. С. 275-276.
Tags: Златоуст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments