Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Приснодевство Богородицы.

К Успению подгадался пост о Богородице.

В проекте нового Катехизиса авторы так учат о приснодевстве Богородицы:
Богородица именуется Приснодевой, и это означает, что Она не только до рождения Спасителя и во время Его зачатия и рождения, но и в течение всей последующей жизни оставалась Девой.
Церковь прославляет Богородицу как сохранившую девство навечно: «Се исполнися Исаиино проречение: Дева бо родила еси и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси, Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече. Но, о Богомати, моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри, но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи, на Твоя рабы умилосердися и моли спастися душам нашим» (Богородичны воскресные).

Приснодевство Божией Матери оспаривалось некоторыми еретиками на том основании, что Рожденный Ею Богомладенец назван в Евангелии «Первенцем» (Лк 2:7), а не «единородным» (то есть «первым», а не «единственным»). Такой аргумент преподобный Иоанн Дамаскин считал неубедительным: «И после родов Приснодева остается Девою, никоим образом — до смерти не вступившею в общение с мужем. Ибо, если и написано: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца», то должно знать, что первенец есть тот, который родился первым, хотя бы он был и единородным».
В Евангелии есть упоминания о братьях и сестрах Иисуса (Мф 13:55–56), но, согласно традиционному пониманию, речь здесь идет не о родных братьях и сестрах. Святитель Епифаний Кипрский и святитель Амвросий Медиоланский считали, что это дети праведного Иосифа от первого брака. В Священном Писании эти братья и сестры нигде не называются детьми Девы Марии. Сам Господь, когда умирал на Кресте, поручил Свою Мать заботам Своего ученика (Ин 19:27), а не «родственникам Ее или детям Иосифа, если бы они от Нее были». Церковь отвергает мнение о том, что «братья и сестры Иисуса» — это дети Марии и Иосифа, родившиеся после Иисуса.
____________________________________
Похвально, что авторы столь образованны в богослужебных текстах и свв. отцах. Однако ужели им не приходилось ни разу слышать, читать, или даже произносить слова Пасхального канона:
«Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания» (Пасхальный канон, глас 1-й).

Они цитируют Точное изложение православной веры, IV, 14 прп. Иоанна Дамаскина, но как-то слишком выборочно, «не замечая» слов:
«А как, будучи зачат, Он соблюл зачавшую Девою, так и, родившись, Он сохранил девство Ее неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенною (Иез. 44:2). Зачатие произошло через слух, а рождение через обыкновенное место для выхода рождающихся, хотя некоторые и баснословят, будто Он был рожден через бок Богоматери. Ибо для Него не невозможно было и пройти через врата, и не повредить печатей их» (Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, IV, 14).

Они ссылаются на свт. Амвросия Медиоланского, но игнорируют его, когда он говорит:
«И ниже пророк говорит, что он видел построенный на весьма высокой горе город, у которого обозначаются многочисленные ворота; и одни из них описываются затворенными; о них так говорит он: и обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на восток: и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: сия врата заключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключена. Зане старейшина сей сядет в них ясти хлеб пред Господем. По пути Елама врат внидет, и по пути его изыдет (Иезек. 44, 1-3). Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она — дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными» (Свт. Амвросий Медиоланский. О воспитании Девы и приснодесстве святой Марии).

Они вообще очень многое «не замечают» и игнорируют:
«Бог (то есть Сын Божий, имеющий равную и одинаковую с Отцом природу. Творец всего и Господь, везде пребывающий и все превосходящий) в том (потоке) времени, которое возникло по Его замыслу, именно в этот день родился во спасение мира от блаженной Марии Девы, при этом нисколько не нарушив целомудрия Рождающей. Девственность Ее как не была осквернена зачатием, так и не была повреждена Рождеством, дабы исполнилось, по словам Евангелиста, сказанное Господом через пророка Исаию: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Мф.1:22–23). Это удивительное Рождество от Святой Девы произвело на свет единственную во всем человеческом роде истинно человеческую и истинно Божественную Личность, потому что та и другая сущности не так обладали своими свойствами, как это может быть с лицами, в которых бывает разделение, и не так тварное было принято в общность своего Создателя, чтобы одно было жильцом, а другое жилищем, но так, что примешалась к одной природе другая» (Св. папа Лев Великий. Слова на Рождество, 3);
«Единородное Слово Божие, приняв от единой Девы начатки телесного состава, и таким образом устроив невозделанный храм и соединив его с Собою, происходит от Девы, не разрешив Своим зачатием девического пояса и не расторгнув его рождением, но сохраним целым и неприкосновенным, и соделав таким образом великое и неизреченное чудо» (Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа, 22);
«Ты истинно благословенна: «Твое чрево есть как стог на гумне» (Песн. 7:3); Ты без семени, без возделания произрастила плод благословения и клас нетления – Христа и принесла обильнейшую, тысячекратную жатву, приведя тысячи радующихся к Делателю нашего спасения. Ты истинно «благословенна»: потому что одна из всех матерей, будучи предуготована быть материю Создателя Своего, не испытала матерям свойственнаго; матернее рождение не повредило чистоты Твоего девства; девственный плод Твой сохранил печать Твоей непорочности» (Свт. Андрей Критский. Слово на Благовещение);
«”Всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется” (Лк.2:23). И эту заповедь, а лучше сказать, пророческое возвещение, Он также единственный исполнил, когда из чрева Девы Он единственный таким образом произошел и, однако, при этом не лишил Ея, присущей Ей, девственности, так что и после того, как родился от Нея, не разрешил уз (Ея непорочности), что только о Нем единственном было явно предвозвещено. Потому что и Сам Он единственный рожден от единой Девы и единственный произошел от бессеменной утробы, и единственный происшед из чрева Девы, сохранил Ее Девой. Рождаясь без нарушения Ее прекрасности, и приходя на свет без уменьшения Ея светозарности, происходя без того, чтобы были разрешены узы Ее девственности, что и показывает, что и Сам Он, Рожденный от Нее, является Богом, и Родившую Его являет подобающим образом Богородицею» (Свт. Софроний Иерусалимский. Слово на Сретение);
«По истине законы естества, нарушившись, произвели наполнение Aгорнего мiра. Это значит, что пока они не были нарушены, горний мiр пребывал ущербным и ненаполненным. Какие же это суть нарушенные законы  естества? Зачатие через семя и рождение через истление, как я полагаю, коих абсолютно непричастным изобразил он истинное боговоплощение и совершенное вочеловечение. Ибо воистину зачатие [Его] было чистым от сеяния [семени] и рождение – совершенно не связанным с истлением, и поэтому девственна и по рождении Рожденного [Его] Матерь, пребывшая посредством рождества еще более неподверженной [тлению], что и чудно, и выходит за рамки всякого закона и логоса природы, и Бог, благоволивший из Нее родиться плотию, еще более скрепил Ей, как Матери, узы девства посредством рождества. Поистине чудесное дело и слышание, чтобы случиться рождению и прохождению Младенца при неотверзенных затворах детородных [органов] Родившей. Ибо подобало, воистину подобало Творцу естества, Собою Самим исправляя природу, первому нарушить законы природы, коими грех через преслушание осудил человеков иметь общее с бессловесными животными свойство преемства друг от друга, и таким образом обновить законы первого и воистину божественного сотворения, дабы, чтó человек, как немощный, по невниманию погубил, то Бог бы, как сильный, по человеколюбию исправил» (Прп. Максим Исповедник. Амбигвы.к Иоанну, LXXXVII).

Тексты можно умножать (кстати, если кому еще что-то придет на память — напоминайте в комментах). Но и так понятно, что авторы нового Катехизиса предлагают усеченное, а потому искажающее учение Церкви понимание приснодевства Богородицы. Слова о девстве Богородицы: «во время Его рождения» — означают, казалось бы, понимание, которое только что мною изложено. Но в пояснениях об этом ни слова. Непонятно, верят они или не верят, что описанное в словах чудо: «не разверзл еси врата девства в воплощении» — «показывает, что и Сам Он, Рожденный от Нее, является Богом, и Родившую Его являет подобающим образом Богородицею»?

Если не верят, то подпадают под анафему Трулльского собора:
«Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Правило 79).

Если верят, то пусть скажут прямо.

С Праздником, православные!
Tags: Новый Катехизис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments