Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

"Разделение в естестве"

Единомышленник митр. Антония (Храповицкого) архим. Иларион (Троицкий) писал:
«В русской богословской литературе на мысль об единстве церковного человечества по образу существенного единства Лиц Пресвятыя Троицы еще 20 лет назад указал Архиепископ Антоний(Храповицкий) в своей статье: “Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы”, а потом и в статье: “Нравственная идея догмата Церкви”. Но до сих пор не исполнена работа, указанная нашим богословом, — проверка этой мысли по святоотеческим творениям... Нижепоследующее и да будет попыткой собрать святоотеческий материал, подтверждающий основную мысль указанных статей глубокочтимого Святителя и богослова Российской Православной Церкви»[1].

Однако архим. Иларион не ограничился мыслью о единстве церковного только человечества по образу Троицы, проводя аналогию и с природным единством, нарушенным через грехопадение и восстановленным через воплощение Христово. Помимо других он ссылается на такие слова свт. Григория Нисского:
«Итак человеческое естество едино. Много только отдельных личностей. Во всех своих сочинениях св. Григорий Нисский постоянно говорит об этом едином естестве, но и он делает различие между естеством человека испорченным и естеством восстановленным, спасенным. <…> Грехопадение произвело разделение в естестве человеческом. “Естество наше чрез грех рассеклось, так как в смерти душа отделилась от тела”[2]. Во Христе естество человеческое обновляется. “Слово, сущее в начале, и у Бога, и Слово Само сущее Бог, Который в последние дни посредством приобщения к уничиженности нашего естества соделался плотию по человеколюбию, и, соединившись чрез оную с человеком, принял в Себя все наше естество, дабы чрез растворение с Божеским (естеством) обожествилось человеческое, и начатком оным освятился вместе весь состав нашего естества”[3]. “Естество наше опять возвращается в свое прежнее состояние, так как происшедший в нас разрыв чрез воскресение человека во Христе сросся совершенно”»[4].

Мне кажется, вот такие ссылки дают нам возможность не стараться везде увидеть злонамеренность.




[1]Архиепископ Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения.  М.—СПб, 2000 С. 626
[2] Антирритик. 55. Творения, ч. 7, стр. 192.
[3] Антирритик. 15. Творения, ч. 7, стр. 86.
[4] Антирритик. 15. Творения, ч. 7, стр. 192.
Tags: архим. Иларион Троицкий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 151 comments