Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Образ Божий. Уточнение.

После вчерашних обсуждений записи об образе Божием (http://kiprian-sh.livejournal.com/418993.html) внес в текст некоторые изменения.

Изложение того, как свв. отцы понимали сотворение человека по образу Божию, лишено отчетливости. Бессистемное перечисление разных мнений делает понимание слишком расплывчатым. Возможно, авторы слишком доверились словам Лосского:
«Если мы захотим найти в творениях свв. отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений, которые хотя друг другу и не противоречат, но тем не менее не могут быть отнесены к какой-то одной части человека»[1].

Взглянем, однако, так ли это. Существует два толкования выражения «по образу».
1. Свв. отцы относили выражение «по образу» прежде всего к сотворению души с ее свойствами.
Вот как сотворение по образу Божию понимали отцы I Вселенского собора:
«Слово: по образу — употреблено здесь не по отношению к составу телесному, но по отношению к душе. Слушай ты и пойми. Бог, благий по существу Своему, вложил в разумное существо человека то, что называется по образу Его и по подобию, как то: благость, простоту, святость, чистоту, искренность, честность, блаженство и т.п., дабы что в Боге есть по самому существу Его, то самое созданный Им человек мог иметь в разумной части своей, по благодати Божией. И как искусные живописцы изображают на картинках образы предметов не одной и той же краской, но всегда разными, так и Бог даровал созданному Им человеку в разумной храмине его души, то есть в уме, силу различными добродетелями достигать того, чтобы устрояться по образу Его и по подобию»[2].

Из текста мы можем увидеть, что вся множественность и все разнообразие определений относятся Собором к душе и являются описанием ее свойств.
Авторы цитируют свт. Григория Нисского: «Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу естества Создавшего», но не видят у него отчетливого объяснения сказанного:
 «Человеческое естество есть среднее между двух неких, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным, и между жизнью бессловесною и скотскою; потому что в человеческом составе можно усматривать часть того и другого из сказанных естеств, из Божественного — словесность и разумность <…>, и из бессловесного — телесное устроение и образование…» (Об устроении человека, 16)[3].

Совершенно очевидно, что свт. Григорий образом Бога считает душу словесную и разумную, а тело («телесное устроение») — образом мира, подчеркивая двоякую сообразность человека — по душе его и телу.
Единомыслен с ним и свт. Григорий Палама:
«Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом, получило от Бога и животворящий дух, благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело. Этим убеждаются люди разумные относительно того, что человеческий дух, животворящий тело, есть умная любовь; он — из ума и слова, в уме и слове есть и в себе содержит ум и слово. Благодаря ему душа обладает естественным образом столь вожделенной связью с собственным телом, что никогда не желает покидать его и вообще стремится не покидать его, если только какая-либо серьезная болезнь не принудит ее к этому.
[Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его» (Сто пятьдесят глав, 38-39)[4].

То же мы находим у прп. Макария Египетского:
«Пусть никто не считает, — учит прп. Макарий, — душу чем-то малым, как живущую в малом теле и целиком ограниченную этим телом. Посмотри, она и в теле, и вне тела, и вся в нем, и вся вне его разумом и помыслами. Великим сосудом и созданием сотворил Бог душу, чем-то драгоценным и прекрасным и превышающим все твари, — таким драгоценным творением, что она способна быть жилищем Божиим (Еф. 2, 22) и создана по подобию Его. В самом деле, душа имеет духовный и умный образ, приличествующий тонкости ее природы, как тело имеет свой образ, но душа есть истинный образ Божий, и тот образ, живой и бессмертный, держит и несет на себе сей образ» (Поучения, 26, 4)[5].

Что к душе следует относить слова «по образу», говорит и прп. Иоанн Дамаскин:
«[Бог] Своими руками творит человека из видимой и невидимой природы по образу Своему и подобию: тело образовав из земли, мыслящую же и разумную душу дав ему посредством Своего вдуновения, что мы и называем божественным образом; ибо выражение по образу обозначает мыслящее и обладающее свободною волею» (ТИПВ, 26)[6].

Думаю, что и вышеприведенных цитат достаточно для доказательства мнения о приписании свв. отцами сообразности Богу именно человеческой душе. Вместе с тем становится понятным, что «связь с собственным телом», животворение его и управление им составляют важную характеристику одного из свойств души, являющегося отображением свойства Первообраза — «царственного достоинства» души, того, что, например, свт. Иоанн Златоуст называет «господством».

2. Вместе с тем свв. отцы понимали выражение «по образу» и так, что ветхий Адам был сотворен по образу нового Адама — Христа.

Свт. Ириней — один из тех свв. отцов, которые отчетливо понимают творение ветхого Адама «по образу Божию» как творение его по образу нового Адама — воплотившегося Бога Сына. Господь воплотился от Девы, чтобы показать
«подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы осуществилось написанное в начале: “Человек по подобию и образу Божию” (Быт. І, 26)» (Доказательство апостольской проповеди, 32)[7].

Что здесь имеется в виду? Несколько выше свт. Ириней говорит:
«...образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою» (Доказательство апостольской проповеди, 22)[8].

Есть еще несколько мест, из которых сказанное нами становится совершенно ясно:
«...чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию» (Против ересей, Кн. 5, VI)[9];
«Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотью, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу» (Против ересей, Кн. 5, XVI)[10].

Со свт. Иринеем вполне согласен свт. Афанасий Великий[11].
Ту же мысль высказывали и другие отцы:
«Бог, знающий все прежде бытия его, предызображая прежде основания мира таинство домостроительства Своего во плоти, <…> на земле же Самого Себя (представил) в создании Адама, который, по слову блаженного Павла, есть образ будущего» (Прп. Феодор Студит. Против иконоборцев семь глав, 3)[12];

«<…> естество человеческое от начала составлено было для нового человека, и ум, и желание приготовлены были для него, и разум мы получили, чтобы познавать Христа, и желание, чтобы к Нему стремиться, память имеем, чтобы Его держать в ней, потому что и для творимых Он был первообразом. Ибо не ветхий для Нового, но Новый Адам для ветхого служит образцом. Ибо хотя и сказано, что Новый рожден по подобию ветхого, но только в отношении к тлению... Каким же образом, по самому естеству, ветхий Адам может быть первообразом для нас, когда мы знаем, что прежде него был Сей, у коего все перед очами прежде самого бытия, и как старейший служит подражанием второму, когда по Его виду и образу создан последний, но не пребыл таким, устремлен был к сему, но не достиг сего» (Свт. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, 6)[13].
_____________________________________

Есть ли здесь противоречие между двумя толкованиями выражения «по образу»? Оба мнения примиряются через указание, что новый Адам — Христос, Который служит образцом для Ветхого — является совершенным Человеком, душа Которого — образ божественного естества.






[1] Мистическое богословие. Киев, 1991.  С. 169.
[2] Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 1. С. 47—48.
[3] Творения святого Григория Нисского. . М., 1861. Ч. 1.  С. 139--140
[4] Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Карснодар, 2006. С. 75-77.
[5] Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 593.
[6] Источник знания. С. 209.
[7] Св. Ириней Лионский. Творения. С. 585.
[8] Там же. С. 579.
[9] Там же. С. 455.
[10] Там же. С. 480-481.
[11] Подробное рассмотрение взглядов свв. Иринея и Афанасия см.: http://kiprian-sh.livejournal.com/354923.html; http://kiprian-sh.livejournal.com/355229.html.
[12] О святых иконах и иконопочитании. Краснодар, 2006. С. 171.
[13] Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 97-98.
Tags: Новый Катехизис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments