Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Спасение.

Вопрос спасения не получил в проекте Катехизиса достаточно определенного ответа.
С одной стороны, авторы пишут:
«Крещение является обязательным условием спасения, ибо Сам Господь сказал: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. По слову апостола Павла, через Крещение мы присоединяемся к Церкви как Телу Христову, “ибо все мы одним Духом крестились в одно тело” (1Кор 12:13)» (С. 163).

Однако ниже мы читаем:
«На Страшном суде люди, совершившие дела милосердия, услышат от Господа призыв войти в Царство Небесное: “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф 25:35–36,40). А грешники, не совершившие дел милосердия, пойдут “в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф 25:41)» <…>
Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы по закону совести, написанному в их сердцах (Рим 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом. Посмертная участь нехристиан будет определена Богом и остается для нас тайной Божией (С. 75).

Очевидно, что для авторов проекта Катехизиса посмертная участь нехристиан не может оставаться тайной Божией настолько, что им неизвестно о невозможности некрещеным вхождения в Царствие. Никакие дела милосердия не могут заместить Крещение, которое, по словам самих же авторов, «является обязательным условием спасения». Таким образом, в Катехизисе должно быть ясно и прямо сказано, что спасение как вхождение в Царствие Божие для некрещеных невозможно.
Вместе с тем уместно процитировать свт. Григория Богослова об участи некрещеных.

Полагаю, что текст о спасении нехристиан можно было бы несколько изменить таким образом:
«Спасение как вхождение в Царствие Божие для непринявших Крещение, невозможно. Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы Богом по закону совести, написанному в их сердцах (Рим 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом.
Свт. Григорий Богослов говорит о невозможности для нехристиан вхождения в Царствик Божие, но о возможности избавления от мучений:
«Иные даже не имеют возможности и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств... [Таковые] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Слово 40, На святое Крещение).
Tags: Новый Катехизис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments