Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Спасение.

Вопрос спасения не получил в проекте Катехизиса достаточно определенного ответа.
С одной стороны, авторы пишут:
«Крещение является обязательным условием спасения, ибо Сам Господь сказал: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. По слову апостола Павла, через Крещение мы присоединяемся к Церкви как Телу Христову, “ибо все мы одним Духом крестились в одно тело” (1Кор 12:13)» (С. 163).

Однако ниже мы читаем:
«На Страшном суде люди, совершившие дела милосердия, услышат от Господа призыв войти в Царство Небесное: “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф 25:35–36,40). А грешники, не совершившие дел милосердия, пойдут “в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф 25:41)» <…>
Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы по закону совести, написанному в их сердцах (Рим 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом. Посмертная участь нехристиан будет определена Богом и остается для нас тайной Божией (С. 75).

Очевидно, что для авторов проекта Катехизиса посмертная участь нехристиан не может оставаться тайной Божией настолько, что им неизвестно о невозможности некрещеным вхождения в Царствие. Никакие дела милосердия не могут заместить Крещение, которое, по словам самих же авторов, «является обязательным условием спасения». Таким образом, в Катехизисе должно быть ясно и прямо сказано, что спасение как вхождение в Царствие Божие для некрещеных невозможно.
Вместе с тем уместно процитировать свт. Григория Богослова об участи некрещеных.

Полагаю, что текст о спасении нехристиан можно было бы несколько изменить таким образом:
«Спасение как вхождение в Царствие Божие для непринявших Крещение, невозможно. Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы Богом по закону совести, написанному в их сердцах (Рим 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом.
Свт. Григорий Богослов говорит о невозможности для нехристиан вхождения в Царствик Божие, но о возможности избавления от мучений:
«Иные даже не имеют возможности и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств... [Таковые] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Слово 40, На святое Крещение).
Tags: Новый Катехизис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments