Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Частные мнения свв. отцов.

В комментах (http://kiprian-sh.livejournal.com/417643.html?thread=15789675#t15789675) обратили внимание на главку о частных мнениях свв. отцов:

«Какое-либо частное мнение, даже если его авторитет основывается на имени святого отца, не может быть поставлено на один уровень с тем, что освящено соборным церковным разумом. Частное мнение, если оно было выражено кем-либо из отцов Церкви и при этом не осуждено соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться обязательным для православных верующих» (С. 24).

Но разве Церковь формулирует веру только через анафематизмы Соборов? И разве авторы проекта Катехизиса готовы отменить метод установления вероучительной истины через согласие отцов?  Ключом к трезвому применению принципа согласия отцов являются слова прп. Викентия Лиринского:
«…о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека» (Записки Перегрина, 1).
Надо только не забывать, что этим словам он, намереваясь изъяснить, «как надобно узнавать и осуждать непотребные новизны еретиков через приведение и сличение согласных между собою мыслей древних учителей» предпосылает другие:
«Впрочем, это древнее согласие святых отцов мы должны с большим усердием отыскивать и принимать по отношению не ко всем вопросам из Божественного Закона, но, главным образом, только относительно правила веры».

Исходя из сказанного, я предлагаю подредактировать данный фрагмент таким образом:
«Какое-либо частное мнение, даже если его авторитет основывается на имени святого отца, не может быть поставлено на один уровень с тем, что освящено соборным церковным разумом. Частное мнение, если оно было выражено кем-либо из отцов Церкви и при этом не осуждено соборно, [не противоречит ни соборным определениям, ни согласию отцов (в вопросах, касающихся основ вероучения, отступление от которых несет опасность утраты вечного спасения)] входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться обязательным для православных верующих».
Tags: Новый Катехизис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments