Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Проект нового Катехизиса об общей природе.

В обновленном тексте проекта Катехизиса появилась мысль, которой прежде не обреталось:
«По учению святителя Кирилла Александрийского, Христос в воплощении воспринял “общую” человеческую природу. Общность, подлинность и полнота человечества Христа дают возможность всем людям быть во Христе подобно тому, как они пребывают в первом человеке. “Все мы — во Христе, и общее лицо человечества восходит к Нему, и поэтому Он был назван последним Адамом”[1], — пишет святитель Кирилл. О том же учил и преподобный Максим Исповедник. Христос освободил человеческую природу от уз греха, и каждый человек по соей (так в тексте — К.Ш.) свободной воле, а не по принуждению может стать причастником совершенного Им спасения: “И всю природу [человеческую], в лице желающих этого... Он освободил от власти господствующего [над ним] закона [греха]. Ибо таинство спасения [дано для] добровольно жаждущих его, а не для насильно привлекаемых”»[2] (С. 62).

Существование данного пассажа в православном Катехизисе совершенно неприемлемо.
1. Во-первых, в тексте не поясняется, что такое «общая природа».
2. Во-вторых, неясность понимания термина (без сомнения, имеющего и православный смысл) приводит к возможности толкования его в еретическом смысле. С этой проблемой православные уже столкнулись недавно при знакомстве с проектами документов Критского собора.
Напомню, что критику вызвала фраза Проекта документа Миссия Православной Церкви в современном мире:
«Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род».

Выступая (в числе других участников, также подвергших эту фразу критике) на организованной в ПСТГУ научно-практической конференции Всеправославный собор: мнения и ожидания, состоявшейся 19 апреля 2016 г., я сказал:
«Представляется очевидным: смысл этих слов вероятнее всего может быть понят так, что весь человеческий род уже собран во Христе — Новом Адаме. Однако это совершенно не соответствует учению Церкви! Это означает, что все человечество имеет иной помимо Церкви путь к соединению со Христом, и что вхождение в Церковь не является не-обходимым условием для соединения. Действительно, зачем Крещение, зачем Евхаристия — зачем Церковь, если весь человеческий род собран во Христе (и, соответственно, спасен и обожен, ибо невозможно представить, чтобы собранные во Христе не были спасены и обожены). Таким образом, оказывается, что не одна лишь Церковь, но все человечество есть Тело Христово. Эта мысль является великим соблазном для всякого христианина, полагающего спасение невозможным помимо Христа. Цитированную же фразу же фразу можно понять так, что сохраняется, как будто, отрицание возможности спасения помимо Христа, но зато допускается спасение помимо Церкви. Более того, спасение всего человеческого рода (апокатастасис) представлено уже свершившимся фактом.
Странная формулировка якобы подтверждается ссылкой на слова свт. Кирилла Александрийского:
“Единородный стал человеком для того, чтобы <…> собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество”».

Но святитель отнюдь не говорит, что человеческий род уже собран воедино во Христе, а утверждает, что такова цель воплощения Христова»[3].

В тексте проекта Катехизиса мы вновь сталкиваемся с возможностью еретического понимания, искажающего православное учение о Воплощении и влекущее искажение православного учения о спасении. Если приведенные авторами для подтверждения и объяснения своей мысли фразы свт. Кирилла и прп. Максима понять как восприятие Богом Словом всей человеческой природы как общего содержания всех ипостасей, то слова: «каждый человек по своей свободной воле, а не по принуждению может стать причастником совершенного Им спасения» — становятся бессмысленными. Если спасена пребывающая во Христе «общая природа», то спасенными оказываются и все ипостаси этой природы. Ибо невозможно человеку свободно выйти из содержащейся во Христе своей природы, и, соответственно, не по принуждению стать участником спасения.
Участники конференции в ПСТГУ приняли поправки к ряду проектов документов Критского собора. Фразу «Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род» было предложено из текста исключить.
______________________________________
Мне представляется разумным поступить в данном случае в согласии с тем, как поступил Священный Синод относительно критики Проекта документа Миссия Православной Церкви в современном мире, — то есть признать критику обоснованной и «Утвердить предложения по поправкам Русской Православной Церкви к проектам документов Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире», сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (ЖУРНАЛ № 35 заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года).

Следует исключить весь фрагмент об «общей природе» из текста Катехизиса как невнятный и содержащий очевидную возможность искажения православного вероучения.







[1] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. I. 9.
[2] Максим Исповедник, прп. Толкование на Молитву Господню.
[3] Полагаю, что привлечение авторитета свт. Кирилла произошло (как в первом, так и во втором случае) не без влияния идей прот. Олега Давыденкова. Разбор обоснованности его позиции я дал здесь: http://kiprian-sh.livejournal.com/237068.html; http://kiprian-sh.livejournal.com/237318.html.

Tags: Новый Катехизис, Хрень в мешке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments