Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

"Сущность христианства" и "Письма о Западе".

Прочитал у архим. Илариона (Троицкого):
«Пятнадцать лет назад выдающийся теолог Германии берлинский профессор Адольф Гарнак прочитал в берлинском университете 16 лекций о “сущности христианства”. Одну (13-ю) лекцию он посвятил “христианской религии в греческом католицизме”. Странные суждения высказаны в этой лекции о православии. Прежде всего видно, что у самого блестящего профессора понятия о современном православии очень смутны. <...>
Мне думается, мой дорогой Друг, что на Западе уже не уклонение от православия, но полное незнание православия» (Письма о Западе, 5).

Интересно, что архим. Иларион не обращает внимания на содержащееся именно в 13-й лекции весьма близкое его собственному понимание Гарнаком православия:

«Вопрос о точном определении природы Христа-Логоса не получил бы в церкви того громадного значения, до которого он действительно дошел, если б одновременно с ним очень определенное представление о спасении не овладело умами и не предъявило бы безотлагательных требований. Среди всевозможных представлений о спасении как прощении грехов, освобождения от власти демонов и т. д., в третьем веке в церкви взяло верх то представление, которое под спасением понимало спасение от смерти и, следовательно, возведение к божественной жизни, т. е. обожествление. Этому представлению и в Евангелии можно найти твердое основание, укрепленное учением апостола Павла; но в принятом теперь виде оно ему чуждо, оно плод эллинского мышления: смертность сама по себе считается величайшим злом и причиной всех зол вообще, а величайшее благо — вечная жизнь. Сильное влияние эллинского мышления сказывается тут, во-первых, в том, что избавление от смерти представлялось совершенно реально, фармакологическим процессом — преобразованием смертной природы через вторжение божественной; а во-вторых — в том, что вечная жизнь и обожествление составляют одно и то же. Следовательно, тут требовалось реальное воздействие на устройство человеческого организма и обожествление его; поэтому сам Спаситель должен был быть Богом и воплотиться в человеческом образе. Вот единственное условие, при котором действительность этого таинственного процесса становится вообразимой».

Вот это представление Гарнака об отношении православия к "прощению грехов" как чему-то незначительному в деле спасения находит у архим. Илариона лишь еще более сильное подтверждение в отрицании им так называемой "юридической теории" Искупления. А заменяет ее вполне себе "фармакологический процесс" Воплощения:

«Теперь естество человеческое иное, нежели в ветхом завете; теперь в нашем естестве есть “Божественное примешение”» (Письма о Западе, 8).

Это уж не касаясь того, что Гарнак гораздо раньше архим. Илариона углядел у свв. отцов учение о "едином естестве": http://kiprian-sh.livejournal.com/311275.html.
Tags: Гарнак, Искупление, Хрень в мешке, архим. Иларион Троицкий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments