Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Персоналисты и "дух отцов".

В свое время многие из нас, открыв для себя книги прот. Георгия Флоровского и Владимира Лосского, ощутили уверенность, что обрели, наконец, возможность совершить переход от философского "богословствования" к православному богословию. Декларированная верность фразе Вселенских соборов: "Последуя святым отцам..." -- давала надежду, что теперь мы на верном пути к постижению традиционного святоотеческого учения. Понадобились годы, чтобы увидеть: то, что прот. Флоровский и Лосский называли "последованием святым отцам", отнюдь не вполне следовало пониманию самих отцов. На практике справедливое мнение, что: "Попытка использовать отдельные утверждения Святых Отцов, вырвав их из мира, где они были впервые выражены, ведет в тупик – так же, как и манипулирование цитатами, надерганными из Писания. “Цити­ровать” Святых Отцов, то есть повторять отдельные слова и фразы, выдернув их из окружения, в котором они только и имеют полное и точное значение – опасная привычка. “Следовать” Отцам значит не просто их “цитировать”. “Следовать” Отцам значит усвоить их φρονημα – их дух"* — оборачивалось верностью не духу отцов, а духу того самого "богословствования", которое нам казалось у них уже преодоленным.

Вот один из многих примеров (на это место я уже обращал внимание: http://kiprian-sh.livejournal.com/381748.html). Прот. Флоровский пишет:
Во Христе нет особого человеческого лица есть всецелая полнота человеческой природы, но нет человеческой ипостаси... И на кресте умирает не человек. “Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но воплотившийся Бог,” – говорил святитель Кирилл Иерусалимский. Можно сказать: умирает Бог, но – по человечеству**.

Здесь отчетливо видно, как следование персоналистскому контексту заставляет автора отойти от контекста святоотеческого, И отвергнуть истину, сформулированную многажды свв. отцами. Если бы прот. Флоровский действительно хотел следовать отцам, он взял бы пример с Ороса Халкидонского собора:
Итак, следуя святым отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек.

Прот. Флоровский насилует цитату из свт. Кирилла, игнорируя ее смысл (в контексте учения Церкви, которое, последуя святым отцам, сформулировал Халкидонский собор, фраза свт. Кирилла значит: Христос не просто человек, но и Бог), и интерпретируя в угоду своим представлениям.
Этот пример, кстати, мне кажется очень показательным для понимания существа полемики с персоналистами, ибо дает ясно увидеть: мысль, будто Христос не был и божественной, и человеческой ипостасью, означает на деле, что Христос не был человеком.
_____________________________________
* Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. М., 1998. С. 381.
** Там же. С. 200--201.
Tags: Персонализм, Сущность и ипостась, прот. Флоровский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments