Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Персоналисты и "дух отцов".

В свое время многие из нас, открыв для себя книги прот. Георгия Флоровского и Владимира Лосского, ощутили уверенность, что обрели, наконец, возможность совершить переход от философского "богословствования" к православному богословию. Декларированная верность фразе Вселенских соборов: "Последуя святым отцам..." -- давала надежду, что теперь мы на верном пути к постижению традиционного святоотеческого учения. Понадобились годы, чтобы увидеть: то, что прот. Флоровский и Лосский называли "последованием святым отцам", отнюдь не вполне следовало пониманию самих отцов. На практике справедливое мнение, что: "Попытка использовать отдельные утверждения Святых Отцов, вырвав их из мира, где они были впервые выражены, ведет в тупик – так же, как и манипулирование цитатами, надерганными из Писания. “Цити­ровать” Святых Отцов, то есть повторять отдельные слова и фразы, выдернув их из окружения, в котором они только и имеют полное и точное значение – опасная привычка. “Следовать” Отцам значит не просто их “цитировать”. “Следовать” Отцам значит усвоить их φρονημα – их дух"* — оборачивалось верностью не духу отцов, а духу того самого "богословствования", которое нам казалось у них уже преодоленным.

Вот один из многих примеров (на это место я уже обращал внимание: http://kiprian-sh.livejournal.com/381748.html). Прот. Флоровский пишет:
Во Христе нет особого человеческого лица есть всецелая полнота человеческой природы, но нет человеческой ипостаси... И на кресте умирает не человек. “Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но воплотившийся Бог,” – говорил святитель Кирилл Иерусалимский. Можно сказать: умирает Бог, но – по человечеству**.

Здесь отчетливо видно, как следование персоналистскому контексту заставляет автора отойти от контекста святоотеческого, И отвергнуть истину, сформулированную многажды свв. отцами. Если бы прот. Флоровский действительно хотел следовать отцам, он взял бы пример с Ороса Халкидонского собора:
Итак, следуя святым отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек.

Прот. Флоровский насилует цитату из свт. Кирилла, игнорируя ее смысл (в контексте учения Церкви, которое, последуя святым отцам, сформулировал Халкидонский собор, фраза свт. Кирилла значит: Христос не просто человек, но и Бог), и интерпретируя в угоду своим представлениям.
Этот пример, кстати, мне кажется очень показательным для понимания существа полемики с персоналистами, ибо дает ясно увидеть: мысль, будто Христос не был и божественной, и человеческой ипостасью, означает на деле, что Христос не был человеком.
_____________________________________
* Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. М., 1998. С. 381.
** Там же. С. 200--201.
Tags: Персонализм, Сущность и ипостась, прот. Флоровский
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments