Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О точности.

Увидел цитату из книги Э. Жильсона, на которую в свое время не обратил должного внимания:
Энцикликам пpисуще особая, взвешенная точность того, что должно оставаться несколько pасплывчатым. И сколько pаз пpиходится останавливаться, хотя тому или иному месту было уделено много pазмышлений и очень хоpошо известно, о чем там идет pечь, но дело в том, что энциклика не говоpит пpямо, и, безусловно, у ее автоpов были свои основания для того, чтобы не пеpеходить опpеделенной чеpты и не давать более точного выpажения той или иной слишком откpовенной и вызывающей нежелательные ассоциации мысли.

Уважаемый gignomai так комментирует этот текст:
Мотивы-то могут быть и другие, но точно выразить предположительность, догадочность, намекающий характер высказываемого, его подлинный статус в экономии прокладывающего путь мышления.
В условиях спора, "интеллектуального ринга", это невозможно. Там другое: выделяй обнаженную суть и подавай ее как то, за что ты готов драться и получать удары (http://gignomai.livejournal.com/775676.html).
________________________________
Хотелось бы сделать комментарий несколько в сторону, в контексте проблематики, волнующей меня.
Выше Жильсон говорит о "том, что может быть названо точностью ее [энциклики] неточности".
Мне кажется, что Жильсон об-наруживает нечто новое, не свойственное ни папским энцикликам, ни вообще вероучительным документам прежних веков. Более того, этого, пожалуй, нет даже в энциклике "Aeterni Patric", о которой он говорит. Но вот это новое понимание, этот новый метод стали определяющими для католического богословия в XX веке. Вначале -- в текстах "новых теологов", а потом, после II Ватиканского собора, -- для всей КЦ.
А сегодня мы являемся свидетелями проникновения этого метода в Православную Церковь. Муть двусмысленных текстов "нового Катехизиса" и документов "Всеправославного Собора" -- еще одно тому доказательство.
Церковь всегда жила в условиях спора, в стремлении выделить и предельно точно выразить обнаженную суть своей веры, предельно точно отделив от нее обнаженную суть веры ложной, за что была готова драться и получать удары. Теперь же нам вместо метода отцов Церкви пытаются навязать метод, когда богословы стремятся не давать более точного выpажения той или иной слишком откpовенной и вызывающей нежелательные ассоциации мысли.
Но мысль-то есть. Вот в чем дело... Мысль, хотя и высказанная не прямо, а несколько расплывчато -- есть. И нам следует распознать ее, вывести обнаженную суть этой мути
вместе со взвещенно точным намекающим методом ее наружу. Дабы не было сомнений относительно того, что нам тоже очень хоpошо известно, о чем там идет pечь. И прямо противопоставить ей обнаженную суть ясной и строгой веры Церкви. И, конечно, быть готовыми драться и получать удары.
Tags: 2-й Ватиканский собор, Богословие, В ожидании VIII Вселенского собора, Критский собор, Методология, Церковь, Церковь и время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments