Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

В ожидании скандала на Всеправославном соборе.

На сайте Богослов.ру (http://www.bogoslov.ru/text/4914016.html)  вновь поднят вопрос о регламенте Всеправославного собора:
При внимательном прочтении становится ясно, что под «единогласно принятыми текстами по вопросам повестки дня» можно понимать только тексты, утвержденные еще до Собора на предсоборных совещаниях (поскольку в Регламенте говорится только о таких текстах, и единственной возможностью понять, что такое «единогласно принятые тексты», является отсылка ст. 13 к ст. 11), и что эти тексты уже невозможно не подписать, не вызывая скандала. Ведь в таком случае оказывается, что тот, кто отказывается ставить свою подпись после прохождения всей предусмотренной Регламентом процедуры рассмотрения и голосования поправок, грубо попирает принцип соборного консенсуса.
Драматичность ситуации заключается в том, что сам Регламент, опубликованный в качестве «документа, согласованного участниками собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей», может на изложенных в нём самом основаниях считаться уже принятым — если только все Церкви не решат вдруг внести в него изменения .


И, соответственно, делаются выводы и вносится предложение:

«Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» в нынешнем виде не соответствует традиционной православной экклезиологии и выражает папистические и филетистские претензии, развиваемые Константинопольским Патриархатом на протяжении последних десятилетий.
Утверждение Регламента в нынешнем виде и проведение Собора в соответствии с прописанным в нем порядком приведет к умалению свободы и равноправия Поместных Православных Церквей и станет очевидной сдачей позиций, которые многие Поместные Церкви отстаивали в борьбе за чистоту православной экклезиологии.
«Святой и Великий Собор» в его нынешнем виде, а именно — с ограниченным представительством православного епископата и с подменой подлинного единомыслия в отношении принимаемых документов на консенсусное голосование поправок к ним — не может рассматриваться как институт, выражающий голос всего Православия, а значит, неправомочен принимать решения, обязательные для православной полноты. Его решения могут стать полезным для Церкви и авторитетным свидетельством согласия Предстоятелей Православных Церквей по тем или иным вопросам межправославного взаимодействия — однако сами по себе они не смогут обладать всеправославной канонической обязательностью (κῦρος, authority).
Решения Великого и Святого Собора могут получить обязательный статус только после утверждения их Соборами Поместных Православных Церквей. В этой связи представляется целесообразным внести следующее изменение в ст. 13.2 Регламента: «подписанные соборные решения … доводятся до сведения Поместных Православных Церквей и утверждаются на Соборах этих Церквей».

Мне совершенно непонятны две вещи:
1. Почему считается проблемой скандал? Неужели новодельный принцип соборного консенсуса настолько уже стал значимым? :)
2.Какой смысл во внесении предлагаемого изменения тоже подлежит принятию консенсусом, и, следовательно, оказывается обреченным на зависимость от тех же самых
папистических и филетистских претензий? :)

И мой вывод:
Не надо бояться скандала на Соборе. Лучше бояться того, что может случиться после него!
Tags: В ожидании VIII Вселенского собора, Критский собор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments