Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Прп. Иосиф Волоцкий -- экуменист? :)

Вчера я сделал пост (http://kiprian-sh.livejournal.com/364823.html), где задал вопрос: "Один ли Бог у православных и еретиков?". Ответ на этот вопрос я счел возможным попытаться найти в содержании чиноприемов еретиков (католиков, армян (монофизитов) и лютеран) в Церковь. Для сравнения я привел и выдержку из чиноприема язычников. Вывод, который я сделал, был таков:
Мне представляется, что, если бы подразумевалось, что еретики не верят в Того же Бога, в Которого веруют православные христиане, то речь, прежде всего, должна была бы идти о познании истинного Бога и отречении от служения неистинному "богу" вместо Бога истинного, как это подобает приходящим к Православию язычникам. Однако этого нет...

Моим оппонентам не удалось, к сожалению, возразить по существу. Что это значит? Им не удалось ни найти святоотеческих текстов, где говорилось бы о "другом боге", в которого веруют еретики, ни возразить с помощью доводов разума (то есть прибегая к помощи логики, что является общепринятым методом в святоотеческих текстах). В результате они голословно (от ветра главы своея) прокляли логику и попытки понять что-либо в вопросе при помощи анализа текстов чиноприемов, обвинили меня и согласных со мной а экуменизме, отсутствии "духа отцов", антихристианстве и прочем. Не более успешными оказались их попытки найти серьезные доводы в этой записи: http://fromnazareth.livejournal.com/547827.html.
Но вот у меня в записи ув. zloi_prepod напомнил цитату из Проповедника прп. Иосифа Волоцкого, которого самый ярый ревнитель не назовет экуменистом. Я приведу более пространную цитату, чтобы стало понятнее:
Злославные и злоименитые безбожные еретики, а лучше сказать отступники, извратившие Священное Писание и уклонившиеся от правого пути, начинают потом прельщать православных и затягивать в свою ересь и тьму. Желая показать, что это небольшой грех — отвергать Христа, они утверждают: если кто-нибудь из отвергших Христа покается, он сразу же может входить в церковь и причащаться Божественных Таин. При этом они приводят в свидетельство святые книги. Так, в толковании на Евангелие от Иоанна, зачало 45-е, написано: если еретик покается в своей ереси, то его сразу причащают Святых Таин. И Иоанн, списатель “Лествицы”, пишет в слове пятнадцатом, как соборная Церковь принимает еретиков, с подобающим проклятием ими своей ереси, и сподобляет их причащения Святых Таин. И в священных правилах святых отцов говорится подобное.
Нам следует знать, что святые книги говорят это о еретиках, а не об отступниках. Ведь одно дело еретик, а другое — отступник. Но и еретики рассуждают не одинаково: один так, другой же — иначе.
Так, павликиане, фатиане, фриги, евномиане, мандониты, савеллиане, маркиониты, измаилиты и иные подобные не веруют во Святую и Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа Богом не называют, и Боговоплощения не признают; но одни называют Христа пророком, другие же простым человеком. О таких все святые книги говорят, что, когда они приходят к православной вере, подобает им прежде поститься долгое время и стоять вне церкви, потом надо их крестить, как эллинов, а затем сподобить и божественного причащения.
Есть и другие еретики, которые, хотя и зломудрствуют, но не так, как первые: это наватиане, донатиане, средники, четверодесятники, воздержники и иные подобные. Они исповедают Святую Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа называют Богом истинным, и веруют в Боговоплощение, но придерживаются некоторых еретических воззрений. И если они захотят перейти в православную веру и проклянут свою ересь, то святые книги повелевают не крестить их, но принимать как крещеных и вскоре после этого сподоблять их причащения Божественных Таин. Именно о таких еретиках говорят священные правила, святой Иоанн Лествичник и толкование на святого евангелиста Иоанна Богослова: если еретик исповедает и проклянет свою ересь, то его тут же приобщают Святых Таин.
Кто-нибудь скажет: где доказательства, что это сказано лишь о таких еретиках, а не о всех? Это ясно из следующего.
О первых еретиках, о павликианах, фатианах и о подобных им, святые книги говорят: если они захотят обратиться в православную веру, не следует их вскоре удостаивать приобщения Божественных Таин, но сначала они должны поститься продолжительное время и стоять вне церкви, потом креститься, а потом сподобиться и приобщения Божественных Таин.
О наватианах же, донатианах и о подобных им священные правила, и святой Иоанн Лествичник и толкование на святого евангелиста Иоанна Богослова говорят: если еретик исповедает и проклянет свою ересь, то его тут же приобщают Святых Таин (Ср.: 7-е правило Второго Вселенского Собора, 95-е правило Шестого Вселенского Собора, 8-е правило Лаодикийского собора.) (Просветитель. Слово 15).

Итак. С одной стороны, мы видим, что не только злостные экуменисты, но и свв. отцы не чуждались метода ссылки на чиноприемы, ставя разницу в чиноприемах в зависимость от степени поврежденности учения. С другой стороны, мы имеем важное святоотеческое свидетельство по вопросу. Прп. Иосиф говорит, что "безбожниками" в собственном смысле этого слова являются те, которые не веруют во Святую и Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа Богом не называют, и Боговоплощения не признают, но есть и другие еретики, кои исповедают Святую Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа называют Богом истинным, и веруют в Боговоплощение, но придерживаются некоторых еретических воззрений.

То есть речь идет о том, что погрешение в вере не непременно свидетельствует, будто еретик верует не в Того Бога, в Которого верует православный, а о том, что вера эта ущербна. Так говорит прп. Иосиф, и у нас нет оснований полагать, что он из этой мысли выводил спасительность ереси. Если какой-то чудак-экуменист или чудак-ревнитель такой вывод сделает, то он мыслит несогласно со святым отцом.

PS Паки прошу комментаторов стараться быть спокойными, не терять рассудок, не приходить в умоисступление. На глупости реагировать не буду, так как жаль зря потраченного вчерашнего дня.

Tags: Каноны, Таинства, Церковь, прп. Иосиф Волоцкий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments