Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Либералы и "ревнители" об Искуплении.

Я привык к тому, что наши церковные либералы перевирают святоотеческие тексты и тексты Соборов в угоду страсти следовать кажущимся истинными собственным измышлениям. Но и наши "ревнители" подчас не чужды этой же страсти. Я уже писал, как под видом борьбы с "латинском пленением" выхолащивается учение Константинопольского собора 1157 года в новом Катехизисе: http://kiprian-sh.livejournal.com/351819.html.
Теперь к этой борьбе присоединился один такой "ревнитель":
Прозвучавшие на КС 1157 года слова «он оскорбил», «оскорбивший Бога» - это слова из лексикона Сотириха - «латинствующего болтуна», как нам ясно показывает это „силлогизм великого друнгария Кир-Стефана” и проект постановления соборного определения КС 1157 г. Анафематизмы КС 1157 обошлись без этих латинств о «оскорблении» (иеромонах Павел (Черемухин). Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский) (http://fromnazareth.livejournal.com/547149.html?thread=5546061#t5546061).

Борьба с Искуплением -- обычное дело у либералов. Но вот и "ревнитель" решил поучаствовать. Ну, раз уж дана ссылка, то поглядим, вдруг да не от ветра главы своея написал автор коммента. Вот тут есть текст работы иером. Павла: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/konstantinopolskij-sobor-1157-goda-i-nikolaj-episkop-mefonskij/

Посмотрим „силлогизм великого друнгария Кир-Стефана”:
„Оскорбили ли мы преступлением все Божество, созерцаемое в трех Ипостасях, Отца и Сына и Святого Духа, или только одного Отца? Если Одного Отца, то тогда, согласно болтунам, примиряемся с Ним Одним Кровью вочеловечившегося Сына Его. Если же, как оно и было, мы оскорбили всю Святую Троицу, то Кровь Единородного Сына Божия принесена всей Троице в одном и том же Христе. Действительно в Единой Его Ипостаси созерцается тленное и нетленное, смертное и бессмертное, приносящее и приемлющее, ибо Он Сам как человек принес, а как Бог принял”.

Странно, но, если следовать "логике" автора коммента, Кир-Стефан и сам оказывается "латинствующим болтуном", ибо смысл силлогизма заключается в том, что "мы оскорбили всю Святую Троицу", а не одного Отца, и, следовательно, жертва Христова принесена всей Троице и примиряет нас со всей Троицей.

А вот Определение Собора:

„Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает”.

Очевидно, и в Определении та же мысль: человек оскорбил всю Троицу, посему и жертва принесена всей Троице и примиряет нас со всей Троицей.

Но вот в тексте анафенматизмов Собора слов об оскорблении человеком Бога нет. Почему? Да просто потому, что опровержение Сотириха состоит, как видно из приведенных цитат, не в отрицании им самого факта оскорбления, а его утверждение, что жертва принесена только Богу Отцу*. Потому и анафематствуется не отрицание оскорбления.
Вот так. Я никогда не привыкну к таким (безумным ли, бесстыдным ли -- не знаю) "цитатам из отцов"...
__________________________________
* Вот как был сформулирован вопрос к Сотириху:
Считает ли он, что жертва принесена и приносится Святой Троице, как выяснено было раньше, или Одному Отцу?”

Христос воскресе! Воскрес Спаситель наш, Который вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа.
Tags: Искупление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments