Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О чиноприеме в Православную Церковь из ересей и расколов II.

Ув. zloi_prepod предложил для обсуждения.

II) Священное Писание и чиноприем. Совершители таинств крещения и миропомазания.

Два места в Писании мне видится важным для понимания проблемы чиноприема:

Деян 8:5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
Деян 8:12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины
Деян 8:14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
Деян 8:15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
Деян 8:16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Деян 8:17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Духа Святаго.

Здесь чиноприема как такового нет: и ап. Филипп и ап. Петр и ап. Иоанн принадлежат к Церкви Христовой. Однако из этого места можно сделать предварительный вывод о том, кто какие таинства может совершать. Ап. Филипп (на тот момент – диакон), крестил самарян, но не мог даровать самарянам Святого Духа. Для этого пришлось посылать в Самарию собственно апостолов – лишь они имели дарование ниспосылать Святого Духа.

В дальнейшем вопрос о том, кто может совершать крещение – долгое время был предметом споров, тем не менее большинство Отцов практически всегда признавали, что при отсутствии священника крестить могут и диаконы и даже миряне (разные свидетельства разных веков приводятся в фундаментальной монографии Алмазова [1]).
Что же касается таинства ниспослания Святого Духа, то первоначально его могли совершать только апостолы и их преемники – епископы, причем оно совершалось через возложение рук. Впоследствии в Церкви утвердилась другая - современная форма совершения этого таинства – через миропомазание, которое могли совершать и пресвитеры. Таким образом, извержение из сана формально делает для извергнутого невозможным – совершение таинства миропомазания, но не препятствует совершению таинства крещения.

И второе место (также из книги Деяний)
Деян 19:1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя {там} некоторых учеников,
Деян 19:2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
Деян 19:3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Деян 19:4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Деян 19:5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
Деян 19:6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить {иными} языками и пророчествовать.


В данном случае упомянутые ученики были вне Церкви Христовой, крестились не во имя Отца и Сына и Святого Духа и не веровали в Троицу (не слыхали о Святом Духе). Их, разумеется, необходимо было крестить.
__________________________________________
[1] Алмазов А.И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884.

Tags: Каноны, Перепост, Таинства, Церковь, Экуменизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments