Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О собирании человеческого рода во Христе. Ч. 1.

Из одной частной беседы я узнал, что словам Проекта документа Миссия Православной Церкви в современном мире: «как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род» -- можно обнаружить основание в текстах свт. Иринея Лионского и свт. Афанасия Великого, на что указал еще в XIX веке проф. МДА Попов И.В. (канонизирован в лике мученика) в своей работе Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского.
Действительно, в данной работе приводится ряд цитат из названных свв. отцов, которые буквально, можно сказать, совпадают со сказанным в Проекте документа. Я собирался рассмотреть это все в свое время, когда начну писать об идее «восприятия всех ипостасей», как она существовала в XIX веке. Но придется кое-что сказать прямо сейчас. Нам важно прояснить, в каком смысле следует понимать слова свв. отцов, чтобы иметь возможность узнать у СББК, в этом же ли смысле следует понимать слова Проекта документа.


1.
Итак. В своем исследовании проф. Попов пишет:
«<…> среди писателей, верных Церкви, скоро возникла сотериологическая теория, в глубине которой лежало не что иное, как факт действительной жизни Церкви — ее духовные дарования. Я разумею учение св. Иринея о спасении, оказавшее большое влияние на св. Афанасия»[1].

Вот основные черты, которые выделяет проф. Попов в учении свт. Иринея:
«В Лице Иисуса Христа Божество и человечество снова соединились. Божественная нетленная природа проникла в смертное тело и истребила в нем смерть. Смертная человеческая природа Иисуса соединилась “с самим нетлением и бессмертием, когда нетление и бессмертие сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием”.
Последствия соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа распростираются на весь человеческий род[2], потому что Христос есть духовная глава всего человечества. Он возглавил всех людей в Своей человеческой природе и стал в такое же отношение к ним, в каком находится их родоначальник по плоти — Адам. Возглавление (recapitulatio) всех во Христе — одно из самых употребительных выражений св. Иринея. Recapitulatio, recapitulari имеют много значений, но в данном случае эти слова значат “сводить к единству путем краткого повторения”. Так, термином recapitulatio можно было бы назвать краткое обобщение всех мыслей исследования посредством повторения в конце его общих мыслей и результатов. Христос, по учению св. Иринея, возглавил все человечество, повторив в истории Своей земной жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей ее совокупности;
Христос является как бы суммой всего, пережитого человечеством. Евангелист Лука возводит родословие Христово до Адама и перечисляет семьдесят два рода. Так как на земле существует только семьдесят два народа, то родословие по евангелисту Луке показывает, что Спаситель “восстановил в Себе Самом все народы, происшедшие от Адама, и все языки, и весь род человеческий вместе с самим Адамом”»[3].

Далее проф. Попов говорит:
«...участие всех людей в плодах искупления, которые стоят в связи с Богочеловеческой личностью Искупителя и обусловлены соединением в Нем немощной и смертной природы с сверхфизическим Божественным принципом, основано на идее подобия между Христом и всеми людьми. Необходимо отметить здесь, что это подобие не есть генерическое. Плоды искупительной деятельности Христа усвояются верующим не потому, что, как люди, они имеют общие родовые черты с человеком Иисусом, а, напротив, вследствие совпадения обстоятельств жизни Христа с самыми конкретными и индивидуальными подробностями жизни Адама, которые никоим образом не могут входить в состав общего понятия “человек”.
В Лице Иисуса Христа Бог вошел в существенное общение с человеческой природой вообще. Это имеет важные и благодетельные последствия для всех людей»[4].

Нам представляется, что если бы текст свт. Иринея, отсылающий к словам св. ев. Луки, был процитирован проф. Поповым полнее, то сам и свидетельствовал бы о том, что единство человеческого рода во Христе и есть единство генерическое:
 «Лука, показывает, что родословие от рождения Господа нашего до Адама содержит семьдесят два, рода, соединяя конец с началом и давая знать, что Он в Себе самом восстановил все народы от Адама распространившиеся и все языки и (весь) род людей вместе с самим Адамом. Посему–то и Адам назван у Павла “образом будущего” (Рим. 5:14), потому что Создатель всего Слово предобразовал в отношении к Себе Самому будущее устроение рода человеческого чрез Сына Божия, так как Бог предопределил, чтобы первый человек душевный был спасен духовным (человеком). Ибо когда предсуществовал Спасающий, надлежало, чтобы произошло и спасаемое, дабы не попусту был Спасающий» (Против ересей, Кн. 3, XXII, 3)[5].

Единство человеческого рода во Христе свт. Ириней видит отнюдь не только в «повторении в жизни Христа частных моментов жизни Адама и всего человечества», но Христос «стал в такое же отношение к ним (людям — Авт.), в каком находится их родоначальник по плоти — Адам» прежде всего в том, как раз, что все люди «имеют общие родовые черты с человеком Иисусом». Свт. Ириней — один из тех свв. отцов, которые отчетливо понимают творение ветхого Адама «по образу Божию» как творение его по образу нового Адама — воплотившегося Бога Сына. Господь воплотился от Девы, чтобы показать
«подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы осуществилось написанное в начале: “Человек по подобию и образу Божию” (Быт. І, 26)» (Доказательство апостольской проповеди, 32)[6].

Что здесь имеется в виду? Несколько выше свт. Ириней говорит:
«...образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою» (Доказательство апостольской проповеди, 22)[7].

Есть еще несколько мест, из которых сказанное нами становится совершенно ясно:
«...чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию» (Против ересей, Кн. 5, VI)[8];
«Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотью, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу» (Против ересей, Кн. 5, XVI)[9].

Что касается до «идеи возглавления (recapitulatio)», то надо сказать, что проф. Попов упускает, к сожалению, очень важный момент. Чтобы нам точнее понять мысль святителя, посмотрим, как он говорит об этом «возглавлении». В русском переводе читаем:
«<...> воплотившись и сделавшись человеком, Он снова начал (recapitulavit) длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т. е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» (Против ересей. Кн. 3, XVIII, 1)[10].

Можно было бы перевести здесь recapitulavit и как «возглавил», и как «собрал воедино» (capitulum — еще и «набор новобранцев»). Но как? Каким образом Спаситель собирает человеческий род воедино? Христос, Который, по учению свт. Иринея, есть Первообраз Адама, потенциально содержавшего в себе все будущее человечество, так же содержит в Себе род человеческий потенциально, и, воплотившись, дарует ему спасение, однако собирает и спасает не только в смысле «повторения в истории Своей земной жизни всех подробностей жизни Адама» и «жизни каждого из его потомков и истории человечества во всей ее совокупности», но прежде всего в смысле восстановления бытия человечества сообразно Первообразу через понесение наказания, предназначенного Адаму и потомкам его, через принесение  искупительной жертвы за всех людей:
«Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго» (Против ересей. Кн. 5, XIX, 1)[11];
«<…> чрез сообщение с Собою Господь примирил человека с Богом Отцем, примиряя нас с Собою чрез тело плоти Своей, искупая нас Своею кровью, как Апостол говорит Ефесянам “в Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов”; и еще им же: “вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христовою”; и еще: “упразднив вражду плотью Своею, а закон заповедей учением”. И во всем послании Апостол ясно свидетельствует, что мы спасены плотью Господа нашего и Его кровью» (Против ересей. Кн. 5, XIV, 3)[12].

Добавим, проф. Попов не обратил внимания, что идея recapitulatio взята свт. Иринеем из Послания св. ап. Павла к Ефессянам, соответствующее место из которого святитель неоднократно цитирует и толкует. Например, свт. Ириней говорит о «воплотившемся для нашего спасения» Слове Божием, о
«явлении Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф. 1:10 (recapitulare omnia)) и воскресить всякую плоть всего человечества, <…> да сотворит Он праведный суд о всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также и нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлет в огонь вечный, напротив праведным и святым, соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу» (Против ересей. Кн. 1, X, 1)[13].

Понятно, что «воскрешение всякой плоти человечества» еще не означает спасения. Воскресение наследуют все люди, и утверждение проф. Попова, что «последствия соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа распростираются на весь человеческий род», верно. Однако, сказав, что через принятие наказания за грех первозданного человека Христос его исправляет, свт. Ириней в следующей главе уточняет, приводя слова св. ап. Павла, что спасения Господь удостаивает только тех,
«которые повинуются Его заповеди, “возглавляя в себе все небесное и земное”. Под небесным же разумеется духовное, а под земным — домостроительство относительно человеческой природы. Это Он возглавил в Себе...» (Против ересей. Кн. 5, XX, 2)[14].

У свт. Иринея есть более эксклюзивистское понимание воскресения: воскресение, которое наследуют только причастники Тела Христова — те, кто, «принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (Против ересей. Кн. 4, XVIII, 5):
«...истинно Он искупил нас Своею кровью, <…> истинно сделался человеком. возвращая Своему созданию то, что сказано о нем вначале, т. е. что человек сотворен по образу и подобию Божию <…> Господь <…> искупил нас Своею кровью, и чаша Евхаристии <…> есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, <…> есть общение тела Его. <…> Св. Павел в послании к Ефессянам говорит: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30), — говоря это <…> об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нерв и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его. <…> и питаемые от <Евхаристии> тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром дает нетление» (Против ересей. Кн. 5, II, 2-3).

Из сказанного нами представляется правомочным сделать вывод, что, согласно учению свт. Иринея Лионского, Христос потенциально собирает воедино в Себе весь человеческий род как Первообраз ветхого Адама, «примиряет нас с Собою чрез тело плоти Своей, искупая нас Своею кровью», и актуально собирает в Себе только принадлежащих Церкви, в которую, впрочем, включена и некоторая часть живших прежде Его воплощения:
«Ибо Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия кесаря уверовали в Него, и Отец оказал Свое помышление не ради ныне только живущих людей, но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним и желали видеть Христа и слышать Его голос. <…> Ибо как мы были прообразованы и предуказаны в первых, так они отображаются в нас, т. е. в Церкви, и получают награду за свои труды» (Против ересей. Кн. 4, XXII, 2)[15].

Окончание следует.






[1] И.В. Попов. Труды по патрологии. Том. I. С. 55.
[2] Здесь и далее все выделения пулужирным в цитатах, кроме особо оговоренных, принадлежат нам — Авт.
[3] Цит. изд. С. 56-58.
[4] Там же. С. 58.
[5] Св. Ириней Лионский. Творения. С. 305.
[6] Там же. С. 585.
[7] Там же. С. 579.
[8] Там же. С. 455.
[9] Там же. С. 480-481.
[10] Там же. С. 286-287.
[11] Там же. С. 487.
[12] Там же. С. 476.
[13] Там же. С. 50.
[14] Там же. С. 489.
[15] Там же. С. 381.
Tags: Богословие, В ожидании VIII Вселенского собора, Искупление, Критский собор, Хрень в мешке, проф. Попов И.В., свт. Афанасий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments