Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О причинах запрета совместных молитв с еретиками.

Очень толковый комментарий к моей предыдущей записи сделал ув. zloi_prepod:

В свое время искал обоснования на канонический запрет совместных молитв. Вот что нашел:
Св. Афанасий Великий:
«Но поелику некие, мудрствующие по-ариански, ходят по монастырям не для иного чего, но для того единственно, чтобы, пришедши к вам как бы от нас, обольщать простодушных; иные же, утверждающие о себе, что не мудрствуют по-ариански, ходят однако же с арианами и молятся вместе с ними, то по необходимости, убеждаемый некоторыми искренними братьями, принял я на себя труд написать к вам, чтобы вы, здраво и нелестно храня благочестивую веру, совершаемую в вас благодатью Божьею, не подавали братьям повода к соблазну. Ибо когда иные увидят, что вы, о Христе верные, сходитесь и имеете общение с арианами, тогда, без сомнения, предположив, что не заключается в сем важности, впадут в тину злочестия. Поэтому, чтобы не было сего, благоволите, возлюбленные, уклоняться от тех, которые явно мудрствуют нечестиво, и остерегаться тех, которые думают о себе, что не по-ариански они мудрствуют, имеют же общение с нечестивыми. Всего же более надлежит нам избегать общения с теми, одинакового мудрствования с которыми уклоняемся. А если кто показывает вид, что исповедует правую веру, оказывается же имеющим общение с арианами, то увещевайте такового — отстать от подобного навыка; и если даст обещание, имейте его как брата, если же упорно пребывает в своем, отриньте его от себя. Так поступая, соблюдете вы чистую веру; а они, смотря на вас, получат от сего пользу, убоявшись, чтобы не признали их нечестивыми и мудрствующими по-ариански» (Послание к подвизающимся в иноческой жизни).
Фрагмент толкования Зонары на Ап. 10:
«Отлучаемые, конечно, за грехи отлучаются. Посему никто не должен иметь общения с ними. Ибо общение показывало бы презрение к отлучившему, или лучше обвинение, будто неправильно отлучил».
Фрагмент толкования св. Никодима Милоша на Ап. 45:
«Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к православной церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Такое отношение, впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей православную церковь, так как большая разница — терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в православие, но и сами в нем колеблемся. Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования».
В приведенных словах рассматриваются сугубо педагогические причины запрета на совместные молитвы: опасность последующего отпадения от Церкви, презрение к отлучившему, предохранение от идифферентизма к вере.
_____________________________________________
PS Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что совместные молитвы с еретиками не обязательно означают принятие их ереси. Соответственно, никакого оправдания отделяющиеся от общения по причине якобы явного уклонения участвовавших с еретиками в совместных молитвах в ересь не имеют. И подлежат ответственности согласно правилам 13, 14 и первой части 15-го правил Константинопольского собора 861 года. Вместе с тем, ясно и то, что подающие повод к соблазну совершают, как учит Церковь, грех, каноническое преступление -- К.Ш.
Tags: В ожидании VIII Вселенского собора, Каноны, Френды, Церковь, Экуменизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments