Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О причинах запрета совместных молитв с еретиками.

Очень толковый комментарий к моей предыдущей записи сделал ув. zloi_prepod:

В свое время искал обоснования на канонический запрет совместных молитв. Вот что нашел:
Св. Афанасий Великий:
«Но поелику некие, мудрствующие по-ариански, ходят по монастырям не для иного чего, но для того единственно, чтобы, пришедши к вам как бы от нас, обольщать простодушных; иные же, утверждающие о себе, что не мудрствуют по-ариански, ходят однако же с арианами и молятся вместе с ними, то по необходимости, убеждаемый некоторыми искренними братьями, принял я на себя труд написать к вам, чтобы вы, здраво и нелестно храня благочестивую веру, совершаемую в вас благодатью Божьею, не подавали братьям повода к соблазну. Ибо когда иные увидят, что вы, о Христе верные, сходитесь и имеете общение с арианами, тогда, без сомнения, предположив, что не заключается в сем важности, впадут в тину злочестия. Поэтому, чтобы не было сего, благоволите, возлюбленные, уклоняться от тех, которые явно мудрствуют нечестиво, и остерегаться тех, которые думают о себе, что не по-ариански они мудрствуют, имеют же общение с нечестивыми. Всего же более надлежит нам избегать общения с теми, одинакового мудрствования с которыми уклоняемся. А если кто показывает вид, что исповедует правую веру, оказывается же имеющим общение с арианами, то увещевайте такового — отстать от подобного навыка; и если даст обещание, имейте его как брата, если же упорно пребывает в своем, отриньте его от себя. Так поступая, соблюдете вы чистую веру; а они, смотря на вас, получат от сего пользу, убоявшись, чтобы не признали их нечестивыми и мудрствующими по-ариански» (Послание к подвизающимся в иноческой жизни).
Фрагмент толкования Зонары на Ап. 10:
«Отлучаемые, конечно, за грехи отлучаются. Посему никто не должен иметь общения с ними. Ибо общение показывало бы презрение к отлучившему, или лучше обвинение, будто неправильно отлучил».
Фрагмент толкования св. Никодима Милоша на Ап. 45:
«Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к православной церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Такое отношение, впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей православную церковь, так как большая разница — терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в православие, но и сами в нем колеблемся. Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования».
В приведенных словах рассматриваются сугубо педагогические причины запрета на совместные молитвы: опасность последующего отпадения от Церкви, презрение к отлучившему, предохранение от идифферентизма к вере.
_____________________________________________
PS Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что совместные молитвы с еретиками не обязательно означают принятие их ереси. Соответственно, никакого оправдания отделяющиеся от общения по причине якобы явного уклонения участвовавших с еретиками в совместных молитвах в ересь не имеют. И подлежат ответственности согласно правилам 13, 14 и первой части 15-го правил Константинопольского собора 861 года. Вместе с тем, ясно и то, что подающие повод к соблазну совершают, как учит Церковь, грех, каноническое преступление -- К.Ш.
Tags: В ожидании VIII Вселенского собора, Каноны, Френды, Церковь, Экуменизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments