Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Защита православия или разрыв единства Церкви?

У многих православных вызывает опасения п.22. проекта документа Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»:
«Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры». (https://mospat.ru/ru/2016/01/28/news127362/).

Попытаемся понять, есть ли основания для беспокойства. На первый взгляд кажется, что нет. Но...
1. В самом деле, разве не подлежат осуждению любые попытки разделить единство Церкви под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия? Разумеется, это великий грех — раскалывать единство Церкви. Как говорил свт. Киприан Карфагенский:
«Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф.4, 4-6)? <...> Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене — прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. <...> Но как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран возобладавшими им: нераздельной крепостью своей связи он указывает на неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие - одежду Господню - Церковь Христову?» (Книга о единстве Церкви).
Все верно, любые попытки такого рода должны быть осуждены. Однако опасения вызывает отсутствие в проекте документа даже намека на то, что охранение и защита истинного Православия может быть и не якобы охранением или защитой, что причиной разделения Церкви может быть и ересь, от которой учение Церкви должно быть защищаемо. И тогда долг отдельных лиц и групп — возвысить свой голос против нее. И отсутствие этой оговорки в проекте документа может позволить кому-либо предположить, что мотивы тех, кто высказывает критические замечания, заранее известны и заранее осуждены...

2. Разумеется, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры. Еще свт. Афанасий Великий укорял ариан, что они пренебрегают «верою, изложенною целым вселенским Собором» (К епископам Египта и Ливии, 4). Однако в документе нет ни слова о том, что, как свидетельствует вся жизнь православной Церкви, соборы (и даже именовавшие себя "вселенскими") тоже, случалось, отступали от веры. И верность соборному строю многих и многих святых была явлена как раз отказом подчиниться таким лже-соборам, ибо они твердо исповедовали непреложность Истины, преемственно являемой Церковью. Они были верны слову свт. Кирилла Александрийского:
«самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями» (Послание с Несторию 2-е). И благодаря им — непреклонным, бесстрашным, исполненным Св. Духа — соборный строй торжествовал: собирались истинные Соборы, обличавшие нечестие лже-соборов, и утверждали истинную веру. Но при желании, не обнаружив упоминания об этом, в проекте документа можно найти основание для того, чтобы заявить: ныне любой собор заранее истинен, а любой, сказавший слово критики в его адрес, — заранее неправ и действует как разрушитель соборного строя...
Вот эти моменты и вызывают опасения. То есть с одной стороны нельзя не согласиться со сказанным, и нельзя заранее полагать, что текст составлен злонамеренно. С другой же — невозможно заранее быть уверенным, что сказанное не может быть использовано кем-либо во вред Церкви и ее вере.
http://www.blagogon.ru/news/411/
Tags: В ожидании VIII Вселенского собора, Каноны, Критский собор, Методология, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments