Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Свт. Кирилл Александрийский о способе собирания человеческого рода во Христе.

Сегодня Церковь вспоминает "светильника вселенной" -- свт. Кирилла Александрийского.
Мне кажется уместным вернуться ко вчерашней теме (http://kiprian-sh.livejournal.com/342307.html) именно в этом контексте.
Странная формулировка: "в новом Адаме собран весь человеческий род" -- опирается, как будто, на цитату из текста свтятителя. Вот так цитата приведена в Проекте документа:
«Единородный стал человеком для того, чтобы <…> собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество» (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, PG 74, 273D-275A).

Вот цитированный фрагмент полностью:
«Единородный, будучи Богом и от Бога по природе, стал человеком, очевидно для того, чтобы осудить грех во плоти, умертвить смерть Своею собственною смертью и явить нас сынами Божиими, находящихся на земле возродив в Духе в превышающее их природу достоинство. Вот таким-то именно образом, без сомнения, и можно было вполне возглавить опять и восстановить в изначальное состояние падший род, то есть человеческий» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга третья. М.: Паломник, 2002. С. 559).

Очевидно, что святитель отнюдь не говорит, будто человеческий род уже собран воедино во Христе, а утверждает, что такова цель воплощения Христова. Однако эта цель не уничтожает человеческой свободы и не достигается одним лишь воплощением Христовым.
В следующей за цитированной в Проекте документа книге Толкования на Евангелие от Иоанна свт. Кирилл ясно показывает, как нам следует мыслить способ собирания человечества воедино:
«Павел пишет, что стали "язычники сотелесниками и сопричастниками и сонаследниками" Христа (Еф 3:8). Итак, сотелесниками каким образом явились они? Именно таким, что, удостоившись причастия таинственной Евхаристии, стали одним с Ним телом, как, без сомнения, и каждый из святых апостолов. Иначе по какой причине он назвал как свои собственные члены, так и даже члены всех членами Христа? Итак, взяв члены Христа, соделаю ли (их) членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Но и Сам Спаситель говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем” (Ин 6:56)» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 10, 2 // Там же. С. 604.)
____________________________________
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение, Кирилле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим!
Tags: В ожидании VIII Вселенского собора, Последний экуменизм, Таинства, Церковь, свт. Кирилл Александрийский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments