Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Интересный документ.

Ув. vyacheslav_fv указал на интересный материал:

Обращение к Собору РПЦ  1971 г.
"По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)"
(Свящ. Николай Гайнов. Миряне: Феликс Карелин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук) (http://www.regels.org/Anti-Nicodim-Appeal.htm)

 Помимо прочих вопросов затрагивается и тема "Об участии человеческого рода в теле Христовом". Приведены многочисленные цитаты и сделаны соответствующие выводы. При том, что я очень скептически отношусь ко многому в наследии наших диссидентов и, в частности, Льва Регельсона, не могу не отметить: текст их вполне верно отражает суть заблуждения митр. Никодима и вообще всего еретического учения "воплощения во всех". Единственное замечание: авторы слишком буквально отождествляют человеческое тело Христа и Церковь.
Вот их комментарий на собранные цитаты:
Как  известно, в своем учении  о  Боговоплощении  Святая Церковь никогда  не  учила:
что  «Боговоплощение  делает  всех  без  исключения  людей  братьями»;
что   «в  акте   Боговоплощения все  человечество  (имеется  в  виду  весь  человеческий  род)   по  природе  было  усвоено  Божеством  и  призвано  к  обновлению  и  обожению»;
что  учение св.  апостола  Павла  о  Церкви  как  о  Теле  Христовом  имеет  «непосредственное отношение»  ко  всему  человеческому роду;
что «плюрализм  государств,  идеологий,  структур - это  всего  лишь  членство  в  теле  человечества,  Глава  которого  Христос,  Господь  мира  и  истории»;
что   «христианин  неразрывно  связан  с  обществом  (имеется в  виду  общество  гражданское -  прим. составителей) участием  в  Теле Христовом»;
что  «Господь  Иисус  Христос  примирил,  объединил  и  сроднил  все  человечество  с  Богом,  а  всех  людей  между  собой»,
и  что  «христианин  ощущает  свое  общечеловеческое  единство»  не  только  «через  единство  своего  происхождения»   (имеется  в  виду  ветхий  Адам),  но  «особенно  через  Воплощение  Господа,  восприявшего  человеческую  плоть  и  таким  образом,  соединившего  с  Собой  все  человечество».
Непреложно  утверждая,  что  Единородный  Сын  Божий,  в  акте Воплощения  сошедший  на  землю  «нас  ради  человек  и  нашего  ради спасения»,  воспринял  целостное  человеческое  естество  «из  души  разумной  и  тела»,  Святая  Церковь  при этом  никогда  не  учила,  что  Сын  Божий,  восприяв   человеческую природу,  восприял  в  ней  и  весь  человеческий  род,  так  что  все  человечество  в каком-то  смысле  стало  Его Телом.
Если  бы оказалось, что  вышеприведенные  изречения  не  есть  плод  словесной  неточности,  но  что  митр.  Никодим  и  другие  единомысленные  ему  лица,  вопреки религиозному  опыту  Вселенской  Церкви,  действительно   считают,  что  в  акте   Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческое  естество,  воспринял  в  нем  и  весь  человеческий  род,  то пришлось бы констатировать,  что  и  митр. Никодим  и  другие  лица, разделяющие  такое  мнение,  впадают  в  серьезнейшую  духовную  и  богословскую  ошибку,  ибо  указанное  мнение  существенно  противоречит  целому  ряду  коренных  истин  Православия:
А)  учению об Искупительной Жертве;
Б)  учению об участии  в Теле Христовом через веру и таинства;
В)  учению о церкви,  как Теле Христовом.
А) Согласно  Православной  Вере,  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  «стал  нам  подобен  во  всем  кроме  греха»,  и  будучи  безгрешным,  как  чистый  и  непорочный  Агнец,  принес  Себя  в жертву  за  грех  мира.
Веруя,  что  Господь  наш  Иисус  Христос  принял  наши  грехи на Себя,  т.е. стал  за  нас  Жертвой («Вот  Агнец  Божий, Который  берет  на  Себя  грех  мира»,   Иоан. 1:29),  Св.  Церковь  не  допускает  и  мысли  о том,  что  Господь  принял  наши грехи  в  Себя,  т.е.  в  Свою  природу.
Потому  Господь  Иисус  Христос  и мог  принести  Себя  в  Жертву  за  грех  мира, что  Он  был  чистым  и  непорочным  Агнцем:
«Таков  и  должен  быть  у  нас  первосвященник:  святый,  непричастный  злу,  непорочный, отделенный  от грешников  и превознесенный  выше  небес,  Который  не  имеет нужды  ежедневно,  как  те  первосвященники, приносить  жертвы  сперва   за  свои  грехи,  потом  за  грехи  народа;  ибо  Он  совершил  это  однажды,  принеся  в жертву Себя  Самого»  (Евр. 7:  26-27).
Если  же  допустить,  что Сын  Божий  в акте  Боговоплощения воспринял  в  Свою  природу    весь человеческий  род,  то  из  этого  следует  либо  то,  что  весь  человеческий  род  получил  исцеление  от  греха  в  самом  акте  Боговоплощения,  либо  то,  что  Сын  Божий  принял  первородный  грех  в  Свою  природу.
Первое делает  Искупительную  Жертву  ненужной,  второе - невозможной.  Первое  упраздняет  Крест,  второе - непорочного  Агнца.
Б)  В  акте  Непорочного  Зачатия  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу от  «пречистых  и  девственных  кровей»  Богоматери,  во-первых, воспринял  эту природу  без  греха  а,  во-вторых,  обожил ее,  т.е.  вобрал  в  Свою  Божественную  Ипостась  и  просветил  Своим  Божеством.  Так  Сын  Божий  в Себе  и  Собою  образовал  нового  Адама.
Как  написано:
«Первый  человек  Адам стал  душою  живущею (Быт. 2:7);   а  последний  Адам  есть  дух  животворящий…  Первый  человек - из земли,  перстный;  второй  человек - Господь  с  неба» (1  Кор. 15: 45-47).
Всякое  участие  в  чем  бы  то ни  было  возможно либо  по  принадлежности, либо через  приобщение.    Все    люди участвуют  в  природе и  грехе  ветхого  Адама  по  принадлежности,  ибо  все  от  него  родились (Быт. 3: 20),  и  все  в  нем  согрешили  (Рим. 5: 12).  В  безгрешном  и обоженном  человечестве  Нового  Адама  люди могут  принять участие  только  по  приобщению,  которое  совершается  благодатью  Божией  через  веру  и  таинства.
Если  же  допустить,  что  в  самом  акте  Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  воспринял  в  ней  и  весь  человеческий  род,  так  что  все  человечество  стало  Его  Телом, то  из этого  следует  либо  то,  что  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  не  обожил  ее,  т.е.  не  образовал  в  Себе и Собою Нового  Адама, и   тогда  приобщение  теряет  смысл;  либо  то, что  все  люди  сподобились  обожению,  т.е.  вошли  в  жизнь  Нового  Адама  в  самом акте  Боговоплощения,  и  тогда  в  приобщении  нет нужды.
В  обоих  случаях  упраздняется  необходимость  веры   и  таинств.
В)  Св. Церковь  учит  о  совершенной  тождественности  Тела Христова, рожденного от  Девы  Марии,  крещенного  в  Иордане, распятого,  погребенного,  воскресшего,  вознесшегося  и сидящего одесную  Бога на небесах, -  и  Тела  Христова, предлагаемого в  снедь   верным  в  таинстве   Евхаристии.  Причащаясь  от  единой  чаши, т.е.  вкушая  одно  Тело  и  пия  одну   Кровь,  все  верные  образуют  собой  единое  и  нераздельное  Тело  Христово - которое есть  Церковь.  Будучи  эмпирически,  т.е.  видимо,  общиной  верных, Церковь духовно,  мистически,  таинственно  есть  Тело  Христово,  т.е.  то  самое  Тело,  которое  Господь   Иисус  Христос  имеет  по  Воплощении  и  в  Котором  пребывает на небесах.  Говоря  о Христе и  Церкви,  св.  Иоанн  Златоуст  пишет:
«Как  бы некоторою  машиною   поднявши  ее,  Он   возвел  ее  на  высоту  великую и  посадил  на  том  же  престоле;  ибо  где  Глава,  там  и  тело…».  Цит. по: Е. Аквилонов. Новозаветное  учение о  Церкви. СПб. 1904 г.,  стр.  36.
В  это  самое  Тело  крестятся  все  уверовавшие  и  этого  самого  Тела  причащаются  все  верные.  Будучи  Телом  Христовым,  имея  Самого  Христа   своим   Главой  и  будучи  со  своим  Главою  Христом  единым  Богочеловеческим  организмом,  Св. Церковь  имеет  Богом  данное  устроение - которое  есть  устроение  Христова  Тела,  в  котором  множество  членов  живут  согласной  жизнью,  восполняя  и  служа  друг  другу.
Если же  допустить, что  в акте Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу, воспринял  в  ней  и  весь  человеческий  род, так  что  все человечество  стало  его  Телом, то  из этого  следует:
либо  то,  что  Тело  Христово  есть  нечто  иное,  чем  то,  которое  предлагается  в  таинстве  Евхаристии  и  Которое  есть Церковь;
либо  то,  что  у Иисуса  Христа  есть  два  тела:  внутренне - Церковь,  внешнее - человечество;
либо,  наконец,  то,  что  весь  человеческий род   есть Церковь.
Но и  первое и второе  предположения  в  корне  противоречат  Православной вере,  а  третье   является  очевидным   абсурдом,  ибо  человеческий  род  совершенно  не  отвечает  тем  признакам,  которые  отличают  Церковь (см.  напр.  Катехизис   митр.  Филарета):
не  основан  на  земле  Господом  нашим  Иисусом  Христом;
не   имеет  единого  учения;
не  связан  Божественными  Таинствами;
не управляется  Богом  установленной иерархией.      
Человеческий  род  никак  не  может  быть  назван даже  и «потенциальной  церковью», ибо  все  человечество  в  целом,  как  и  каждый  человек   в отдельности  имеет  две  потенции: потенцию  добра  и  потенцию  зла,  и  нет  абсолютно  никакой  гарантии,  что  все  человечество изберет  и  осуществит  потенцию  добра.
Более  того,  Св. Писание  многократно  и  многообразно  пророчествует  о  том,  что  род  человеческий  в  конце  истории  разделится  на  два  стана - на Церковь  Христову  и  на  тех,  которые  «не  приняли  любви  истины  для своего  спасения» (2 Фес. 2:10).


PS Странно, но вот ведь... Прежние диссиденты -- в каком-то смысле предтечи нынешних церковных либералов -- не были столь равнодушны к вероучению Церкви...
Tags: Искупление, Митр Никодим (Ротов), Сущность и ипостась, Таинства, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments