Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Интересный документ.

Ув. vyacheslav_fv указал на интересный материал:

Обращение к Собору РПЦ  1971 г.
"По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)"
(Свящ. Николай Гайнов. Миряне: Феликс Карелин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук) (http://www.regels.org/Anti-Nicodim-Appeal.htm)

 Помимо прочих вопросов затрагивается и тема "Об участии человеческого рода в теле Христовом". Приведены многочисленные цитаты и сделаны соответствующие выводы. При том, что я очень скептически отношусь ко многому в наследии наших диссидентов и, в частности, Льва Регельсона, не могу не отметить: текст их вполне верно отражает суть заблуждения митр. Никодима и вообще всего еретического учения "воплощения во всех". Единственное замечание: авторы слишком буквально отождествляют человеческое тело Христа и Церковь.
Вот их комментарий на собранные цитаты:
Как  известно, в своем учении  о  Боговоплощении  Святая Церковь никогда  не  учила:
что  «Боговоплощение  делает  всех  без  исключения  людей  братьями»;
что   «в  акте   Боговоплощения все  человечество  (имеется  в  виду  весь  человеческий  род)   по  природе  было  усвоено  Божеством  и  призвано  к  обновлению  и  обожению»;
что  учение св.  апостола  Павла  о  Церкви  как  о  Теле  Христовом  имеет  «непосредственное отношение»  ко  всему  человеческому роду;
что «плюрализм  государств,  идеологий,  структур - это  всего  лишь  членство  в  теле  человечества,  Глава  которого  Христос,  Господь  мира  и  истории»;
что   «христианин  неразрывно  связан  с  обществом  (имеется в  виду  общество  гражданское -  прим. составителей) участием  в  Теле Христовом»;
что  «Господь  Иисус  Христос  примирил,  объединил  и  сроднил  все  человечество  с  Богом,  а  всех  людей  между  собой»,
и  что  «христианин  ощущает  свое  общечеловеческое  единство»  не  только  «через  единство  своего  происхождения»   (имеется  в  виду  ветхий  Адам),  но  «особенно  через  Воплощение  Господа,  восприявшего  человеческую  плоть  и  таким  образом,  соединившего  с  Собой  все  человечество».
Непреложно  утверждая,  что  Единородный  Сын  Божий,  в  акте Воплощения  сошедший  на  землю  «нас  ради  человек  и  нашего  ради спасения»,  воспринял  целостное  человеческое  естество  «из  души  разумной  и  тела»,  Святая  Церковь  при этом  никогда  не  учила,  что  Сын  Божий,  восприяв   человеческую природу,  восприял  в  ней  и  весь  человеческий  род,  так  что  все  человечество  в каком-то  смысле  стало  Его Телом.
Если  бы оказалось, что  вышеприведенные  изречения  не  есть  плод  словесной  неточности,  но  что  митр.  Никодим  и  другие  единомысленные  ему  лица,  вопреки религиозному  опыту  Вселенской  Церкви,  действительно   считают,  что  в  акте   Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческое  естество,  воспринял  в  нем  и  весь  человеческий  род,  то пришлось бы констатировать,  что  и  митр. Никодим  и  другие  лица, разделяющие  такое  мнение,  впадают  в  серьезнейшую  духовную  и  богословскую  ошибку,  ибо  указанное  мнение  существенно  противоречит  целому  ряду  коренных  истин  Православия:
А)  учению об Искупительной Жертве;
Б)  учению об участии  в Теле Христовом через веру и таинства;
В)  учению о церкви,  как Теле Христовом.
А) Согласно  Православной  Вере,  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  «стал  нам  подобен  во  всем  кроме  греха»,  и  будучи  безгрешным,  как  чистый  и  непорочный  Агнец,  принес  Себя  в жертву  за  грех  мира.
Веруя,  что  Господь  наш  Иисус  Христос  принял  наши  грехи на Себя,  т.е. стал  за  нас  Жертвой («Вот  Агнец  Божий, Который  берет  на  Себя  грех  мира»,   Иоан. 1:29),  Св.  Церковь  не  допускает  и  мысли  о том,  что  Господь  принял  наши грехи  в  Себя,  т.е.  в  Свою  природу.
Потому  Господь  Иисус  Христос  и мог  принести  Себя  в  Жертву  за  грех  мира, что  Он  был  чистым  и  непорочным  Агнцем:
«Таков  и  должен  быть  у  нас  первосвященник:  святый,  непричастный  злу,  непорочный, отделенный  от грешников  и превознесенный  выше  небес,  Который  не  имеет нужды  ежедневно,  как  те  первосвященники, приносить  жертвы  сперва   за  свои  грехи,  потом  за  грехи  народа;  ибо  Он  совершил  это  однажды,  принеся  в жертву Себя  Самого»  (Евр. 7:  26-27).
Если  же  допустить,  что Сын  Божий  в акте  Боговоплощения воспринял  в  Свою  природу    весь человеческий  род,  то  из  этого  следует  либо  то,  что  весь  человеческий  род  получил  исцеление  от  греха  в  самом  акте  Боговоплощения,  либо  то,  что  Сын  Божий  принял  первородный  грех  в  Свою  природу.
Первое делает  Искупительную  Жертву  ненужной,  второе - невозможной.  Первое  упраздняет  Крест,  второе - непорочного  Агнца.
Б)  В  акте  Непорочного  Зачатия  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу от  «пречистых  и  девственных  кровей»  Богоматери,  во-первых, воспринял  эту природу  без  греха  а,  во-вторых,  обожил ее,  т.е.  вобрал  в  Свою  Божественную  Ипостась  и  просветил  Своим  Божеством.  Так  Сын  Божий  в Себе  и  Собою  образовал  нового  Адама.
Как  написано:
«Первый  человек  Адам стал  душою  живущею (Быт. 2:7);   а  последний  Адам  есть  дух  животворящий…  Первый  человек - из земли,  перстный;  второй  человек - Господь  с  неба» (1  Кор. 15: 45-47).
Всякое  участие  в  чем  бы  то ни  было  возможно либо  по  принадлежности, либо через  приобщение.    Все    люди участвуют  в  природе и  грехе  ветхого  Адама  по  принадлежности,  ибо  все  от  него  родились (Быт. 3: 20),  и  все  в  нем  согрешили  (Рим. 5: 12).  В  безгрешном  и обоженном  человечестве  Нового  Адама  люди могут  принять участие  только  по  приобщению,  которое  совершается  благодатью  Божией  через  веру  и  таинства.
Если  же  допустить,  что  в  самом  акте  Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  воспринял  в  ней  и  весь  человеческий  род,  так  что  все  человечество  стало  Его  Телом, то  из этого  следует  либо  то,  что  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу,  не  обожил  ее,  т.е.  не  образовал  в  Себе и Собою Нового  Адама, и   тогда  приобщение  теряет  смысл;  либо  то, что  все  люди  сподобились  обожению,  т.е.  вошли  в  жизнь  Нового  Адама  в  самом акте  Боговоплощения,  и  тогда  в  приобщении  нет нужды.
В  обоих  случаях  упраздняется  необходимость  веры   и  таинств.
В)  Св. Церковь  учит  о  совершенной  тождественности  Тела Христова, рожденного от  Девы  Марии,  крещенного  в  Иордане, распятого,  погребенного,  воскресшего,  вознесшегося  и сидящего одесную  Бога на небесах, -  и  Тела  Христова, предлагаемого в  снедь   верным  в  таинстве   Евхаристии.  Причащаясь  от  единой  чаши, т.е.  вкушая  одно  Тело  и  пия  одну   Кровь,  все  верные  образуют  собой  единое  и  нераздельное  Тело  Христово - которое есть  Церковь.  Будучи  эмпирически,  т.е.  видимо,  общиной  верных, Церковь духовно,  мистически,  таинственно  есть  Тело  Христово,  т.е.  то  самое  Тело,  которое  Господь   Иисус  Христос  имеет  по  Воплощении  и  в  Котором  пребывает на небесах.  Говоря  о Христе и  Церкви,  св.  Иоанн  Златоуст  пишет:
«Как  бы некоторою  машиною   поднявши  ее,  Он   возвел  ее  на  высоту  великую и  посадил  на  том  же  престоле;  ибо  где  Глава,  там  и  тело…».  Цит. по: Е. Аквилонов. Новозаветное  учение о  Церкви. СПб. 1904 г.,  стр.  36.
В  это  самое  Тело  крестятся  все  уверовавшие  и  этого  самого  Тела  причащаются  все  верные.  Будучи  Телом  Христовым,  имея  Самого  Христа   своим   Главой  и  будучи  со  своим  Главою  Христом  единым  Богочеловеческим  организмом,  Св. Церковь  имеет  Богом  данное  устроение - которое  есть  устроение  Христова  Тела,  в  котором  множество  членов  живут  согласной  жизнью,  восполняя  и  служа  друг  другу.
Если же  допустить, что  в акте Воплощения  Сын  Божий,  восприяв  человеческую  природу, воспринял  в  ней  и  весь  человеческий  род, так  что  все человечество  стало  его  Телом, то  из этого  следует:
либо  то,  что  Тело  Христово  есть  нечто  иное,  чем  то,  которое  предлагается  в  таинстве  Евхаристии  и  Которое  есть Церковь;
либо  то,  что  у Иисуса  Христа  есть  два  тела:  внутренне - Церковь,  внешнее - человечество;
либо,  наконец,  то,  что  весь  человеческий род   есть Церковь.
Но и  первое и второе  предположения  в  корне  противоречат  Православной вере,  а  третье   является  очевидным   абсурдом,  ибо  человеческий  род  совершенно  не  отвечает  тем  признакам,  которые  отличают  Церковь (см.  напр.  Катехизис   митр.  Филарета):
не  основан  на  земле  Господом  нашим  Иисусом  Христом;
не   имеет  единого  учения;
не  связан  Божественными  Таинствами;
не управляется  Богом  установленной иерархией.      
Человеческий  род  никак  не  может  быть  назван даже  и «потенциальной  церковью», ибо  все  человечество  в  целом,  как  и  каждый  человек   в отдельности  имеет  две  потенции: потенцию  добра  и  потенцию  зла,  и  нет  абсолютно  никакой  гарантии,  что  все  человечество изберет  и  осуществит  потенцию  добра.
Более  того,  Св. Писание  многократно  и  многообразно  пророчествует  о  том,  что  род  человеческий  в  конце  истории  разделится  на  два  стана - на Церковь  Христову  и  на  тех,  которые  «не  приняли  любви  истины  для своего  спасения» (2 Фес. 2:10).


PS Странно, но вот ведь... Прежние диссиденты -- в каком-то смысле предтечи нынешних церковных либералов -- не были столь равнодушны к вероучению Церкви...
Tags: Искупление, Митр Никодим (Ротов), Сущность и ипостась, Таинства, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments