Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Достоинство православной веры.

Некий анонимный "священник, клирик Московского Патриархата" сделал ряд пояснений в ответ на мой пост (http://kiprian-sh.livejournal.com/340766.html):

Добрый день, Киприан! У меня нет аккаунта в ЖЖ, поэтому пишу так. Я - священник, клирик Московского Партриархата, служу в Москве. У нас как раз либеральный приход, и сам я полностью разделяю веру в апокатастасис, так что я могу вам что-то ответить по теме.
Я не хочу оценивать ваши догадки, скажу лишь, что они не исчерпывают ситуацию. Во-первых, некрещенных порой причащают. Такое случается редко, поскольку некрещенные не ломятся к причастию гурьбой. (Хотя кто знает, может и ломятся, но в Москве причастие во многих храмах бывает без исповеди, поэтому как узнать - крещеный человек подходит или нет?). Тем не менее, мне известны многкратные случаи, когда сознательно причащали некрещенных.
Но главное не в этом. Вы удивительным образом исходите из того, что все люди одинаковы в своем религиозном призвании. Вы, насколько я понимаю, приписываете своим оппонентам по вопросу об апокатастасисе своё убеждение в том, что на пути богообщения существует лишь один правильный порядок действий. Но далеко не все ваши оппоненты с этим согласятся. Говоря за себя (и, верноятно, на многих моих знакомых клириков и мирян, о мнениях которых я осведомлен), могу ответить, что я не считаю, что членство в какой-то из исторических христианских Церквей является обязательным условием для духовного возрастания в веце сем и пребывания с Отцом небесным в вечности. Ни крещение, ни причащение Святых Таин не являются совершенно необходимыми формами богообщения. Разумеется, тем из людей, кто носит имя христиан, кто знает Господа Иисуса Христа не только интуитивно, но и в историческом контексте, из Евангелия и предания Церкви, было бы странно отрицать эти формы. Разумеется, Дух дышит, где хочет, но исторический опыт свидетельствует, что в Церкви, в ее таинствах и служении, Дух дышит особым, уникальным и дорогим для многих людей образом.
Да, религиозная культура - тоже культура. Но вы же не возмущаетесь тем, что люди, любящие и "практикующие" русскую культуру, тем не менее, не отрицают иных культур, а порой и любят их. Так же и с культурой религиозной. Я верую, что полнота любви пребывает во Христе и может преподаваться через Церковь. Но я также верую, что Христос может изливать Свою любовь на человека и помимо исторической, видимой Церкви. Я решительно не понимаю, почему уверенность, что Бог превывает везде, любит и призывает к себе всех, должна обязательно исключать преданность православной религиозной культуре, православному духовному наследию. Да, Бог никого не оставляет погибели - ни атеистов, ни язычников. Но меня при этом он призвал именно в православие, открыл мне именно этот путь, помог мне увидеть красоту и достоинство православной веры. Кому-то представлятся, что можно причащаться водкой-селедкой? Ради Бога. Если Бог им так открыл - пожалуйста, хотя у меня это и вызывает удивление и некоторое недоверие. Но мне Бог открыл иначе, меня Бог призвал в святое православие, и я знаю, что я далеко не один такой - православных христиан миллионы.
Что же до пребывающих в неведении православных (которых ничуть не меньше, чем пребывающих в неведении буддистов) - они чада Божии, и Богу решать, как и каким образом их привести к ведению. Лично я себя не считаю в праве лезть к ним с какими-то наставлениями. Максимум, я могу поделиться своим опытом и своими убеждениями с теми, кто обращается ко мне, как к священнику, за духовным советом.
_________________________________________

Что же...
Прочитанное мне показалось настолько серьезным, что я вынес комментарий в отдельный пост. И решил в свою очередь прокомментировать некоторые высказанные мысли.
1) Я вовсе не прпиписываю моим оппонентам "своё убеждение в том, что на пути богообщения существует лишь один правильный порядок действий". Напротив, я очень хорошо понимаю, что они думают иначе. Это аноним мог бы, кажется, понять. Если я предлагаю ему и ему подобным причащаться водкой/селедкой, то именно потому, что уверен: некоторые из них и это могут счесть допустимым. Да, я не предполагал, что в нашей Церкви уже есть и такие клирики, которые могут сознательно причащать некрещеных. Ну, буду знать...

2) Аноним, являя себя человеком деликатным, не берется лезть к людям с наставлениями, а лишь готов поделиться своим опытом и своими убеждениями с теми, кто обращается к нему, как к священнику, за духовным советом. Что могут узнать обращающиеся к нему, и не просто как к некоему мудрому человеку, но как к священнику, мы видим из его текста. Но как священник он не имеет права говорить от себя, делиться своими убеждениями, находящимися в противоречии с учением Церкви! Этот человек давал ставленническую присягу, где клялся:
...обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям Священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя.
Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.
<...>
В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить.
В заключение моего клятвенного обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.

3) Аноним говорит, что не имеет ЖЖ, поэтому "пишет так". Он лжет. Может быть, он не имеет ЖЖ, но "пишет так", то есть анонимно, он не поэтому. Он прекрасно знает, что является нарушителем присяги, и его, как клятвопреступника, могут извергнуть из сана. Он -- лицемер, который трусливо скрывает свою истинную веру. И сознательно вводит обращающихся к нему (вверяемые его попечению души!) как священнику в заблуждение, будто его "духовные советы" суть то, что можно именовать "православной верой".
Но:
Его вера -- не православная.
Ему, как лицемеру и лжецу, неведомо, что такое "достоинство".
_____________________________________________

Я поздравляю всех православных христиан, старающихся хранить в своих сердцах достоинство православной веры, со светлым праздником Богоявления!
Tags: Праздник, Таинства, Церковь и время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →