Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Приблизительный итог.

Отказ от понимания Евхаристии как пресуществления хлеба и вина в реальные тело и кровь Сына Человеческого прямо связан с отказом от традиционного понимания Воплощения. И концепция «длящегося воплощения» при том, что всячески затирается собственно воплощение от Марии Девы, придает аналогии между первым и вторым Адамом забавный (скажем так) ракурс: как первый Адам, согласно пониманию протопр. Мейендорфа, — «не отдельная личность, а все человечество», так и второй Адам — Христос — понимается если и как личность, то некая «коллективная», состоящая из ипостаси Слова и всех человеческих ипостасей, всего человеческого рода, именуемого «всецелым человечеством Христа», «совершенным Христом». И ясно, что протопр. Иоанну, если только он не допускал бы мысли о вечном «несовершенном Христе», необходимо было утверждать совершенство Христа в «эсхатологическом исполнении», распространив восполнение «тела Христова» за пределы и Церкви:

«Присутствие Христа делает Евхаристию реальностью, а Церковь «кафолической», но того Христа, Который призывает, ждет и дает ответ, поскольку Божественная любовь ко всему творению предполагает реальное возрастание Его Тела до того дня, когда Он придет вновь.
Ясно, что роста и исполнения ожидают не божественная природа Христа и не Личность Бога–Слова, но именно Его человечество, которое в Гефсимании столь значительно и решительно взошло к воле Отца, что восхождение каждой человеческой личности обретает подлинный смысл, поскольку ее ждет Отец. Время и человеческая история, существующие между “первым днем нового творения” и “последним днем”, чрезвычайно важны не только для каждого из нас (стоящих перед дилеммой смерти и жизни), но и для Самого Бога, воспринявшего человеческую природу и ожидающего исполнения всего в Себе Самом посредством Своего Сына, вступившего в историю.
Здесь, без сомнения, лежит богословское основание миссии христианства в мире и христологический смысл любого человеческого свершения, находящегося в согласии с Божьей волей, даже если оно произошло без осознанной веры, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись* и достигли познания истины (1 Тим. 2:3–4).

Человечество Христа не индивидуализировано в тварной, ограниченной человеческой ипостаси, но пребывает в ипостаси Бога–Слова. Для меня невозможно быть “в” другой человеческой личности, но я призван, как и все люди, быть во Христе. В человечестве Христа есть “кафоличность”, укорененная в ипостаси Слова, т. е. в самом Божественном бытии. Земная «кафолическая» Церковь призвана являть ее. Эта “кафоличность” уже присутствует как данность в историческом Иисусе, в Евхаристии, в Церкви. Но ее исполнение еще только грядет. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22–23)»**.

Итак, оригенистское представление о восприятии Логосом в воплощении «нашего общего человечества» как совокупности всех человеческих ипостасей приводит автора с неизбежностью к отрицанию Искупления (с заменой его на «исцеление»)*** и утверждению апокатастасиса. В случае протопр. Иоанна это представление имеет особенностью попытку как-то логически примирить с восприятием всех людей историю, понимаемую теперь как процесс длящегося воплощения, то есть восполнения тела Христова и исцеления новых членов  по мере «восприятия».





* Здесь, без сомнения, мы видим не «богословское основание миссии христианства», но ясную аналогию с идеей «анонимного христианства».
** Пасхальная тайна. С. 141-142.
*** См. напр.: http://kiprian-sh.livejournal.com/328378.html
Tags: протопр. Мейендорф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments