Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Приблизительный итог.

Отказ от понимания Евхаристии как пресуществления хлеба и вина в реальные тело и кровь Сына Человеческого прямо связан с отказом от традиционного понимания Воплощения. И концепция «длящегося воплощения» при том, что всячески затирается собственно воплощение от Марии Девы, придает аналогии между первым и вторым Адамом забавный (скажем так) ракурс: как первый Адам, согласно пониманию протопр. Мейендорфа, — «не отдельная личность, а все человечество», так и второй Адам — Христос — понимается если и как личность, то некая «коллективная», состоящая из ипостаси Слова и всех человеческих ипостасей, всего человеческого рода, именуемого «всецелым человечеством Христа», «совершенным Христом». И ясно, что протопр. Иоанну, если только он не допускал бы мысли о вечном «несовершенном Христе», необходимо было утверждать совершенство Христа в «эсхатологическом исполнении», распространив восполнение «тела Христова» за пределы и Церкви:

«Присутствие Христа делает Евхаристию реальностью, а Церковь «кафолической», но того Христа, Который призывает, ждет и дает ответ, поскольку Божественная любовь ко всему творению предполагает реальное возрастание Его Тела до того дня, когда Он придет вновь.
Ясно, что роста и исполнения ожидают не божественная природа Христа и не Личность Бога–Слова, но именно Его человечество, которое в Гефсимании столь значительно и решительно взошло к воле Отца, что восхождение каждой человеческой личности обретает подлинный смысл, поскольку ее ждет Отец. Время и человеческая история, существующие между “первым днем нового творения” и “последним днем”, чрезвычайно важны не только для каждого из нас (стоящих перед дилеммой смерти и жизни), но и для Самого Бога, воспринявшего человеческую природу и ожидающего исполнения всего в Себе Самом посредством Своего Сына, вступившего в историю.
Здесь, без сомнения, лежит богословское основание миссии христианства в мире и христологический смысл любого человеческого свершения, находящегося в согласии с Божьей волей, даже если оно произошло без осознанной веры, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись* и достигли познания истины (1 Тим. 2:3–4).

Человечество Христа не индивидуализировано в тварной, ограниченной человеческой ипостаси, но пребывает в ипостаси Бога–Слова. Для меня невозможно быть “в” другой человеческой личности, но я призван, как и все люди, быть во Христе. В человечестве Христа есть “кафоличность”, укорененная в ипостаси Слова, т. е. в самом Божественном бытии. Земная «кафолическая» Церковь призвана являть ее. Эта “кафоличность” уже присутствует как данность в историческом Иисусе, в Евхаристии, в Церкви. Но ее исполнение еще только грядет. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22–23)»**.

Итак, оригенистское представление о восприятии Логосом в воплощении «нашего общего человечества» как совокупности всех человеческих ипостасей приводит автора с неизбежностью к отрицанию Искупления (с заменой его на «исцеление»)*** и утверждению апокатастасиса. В случае протопр. Иоанна это представление имеет особенностью попытку как-то логически примирить с восприятием всех людей историю, понимаемую теперь как процесс длящегося воплощения, то есть восполнения тела Христова и исцеления новых членов  по мере «восприятия».





* Здесь, без сомнения, мы видим не «богословское основание миссии христианства», но ясную аналогию с идеей «анонимного христианства».
** Пасхальная тайна. С. 141-142.
*** См. напр.: http://kiprian-sh.livejournal.com/328378.html
Tags: протопр. Мейендорф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments