Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Отклик на лекцию Дунаева.

Ув. Аноним написал краткий отклик на лекцию А.Г. Дунаева:
Очень трудно писать что-либо о лекции, не содержащей ни одной новой идеи, единственного концептуального положения, которое не было бы высказано ранее. Впрочем, ув. лектор и не утруждает себя обзором соотв. тем - "краткость - сестра таланта"? Неужели никто не писал по-русски о предположительно масонском происхождении "Откровенных рассказов...", об интересе русских масонов и эзотериков к Иисусовой молитве? Об авторе "Откровенных рассказов... " и его связях? И неужели св. Феофан Затворник - и оптинские подвижники - был настолько наивны? ...
Неужели "бородатая" идея о возможной связке исихазма с йогой и суфизмом вообще стоит сегодня минимального внимания ? Неужели это проблема - найти соотв. публикации - в т. ч. и сто - и более - летней давности - в которых концепция озвучена с предельной ясностью? Неужели это сложно - оценить тот контекст, в котором связки были даны?
Христианские секты? Лучший источник сведений о связке паламизма и мессалианства - известные Константинопольские Соборы - и тот не упонямут автором!
Нет литературы о типологии Иисусовой молитвы?... И разве содержание многочисленных "формул" МИ не идет к делу?
Проблема подобного рода лекций - это проблема концептуального нуля. Невосприимчивость автора к концептуальной составляющей богословского исследования феноменальна! И дело не в том, что он принципиально не в курсе того, как именно проблема "генеалогия" - "типология" решается в других научных дисциплинах.
Автор несколько раз прямо говорит говорит о географии как объяснительном принципе "генеалогической" связи тех или учений (скажем, йоги и "суфизма"). При этом полная географическая конгруэнтность родины монашества и Кемета остается вне его поля зрения! Намек на то, что уже в Древнем Египте именно сердце считалось центром человеческого существа - и этот вопрос освещен сразу в нескольких монографиях, провисает в воздухе... Неужели никто не писал об особой, мистической роли дыхания в представлениях древних египтян? Нет соотв. текстов? Ну так ищите! Бог в помощь! Суфии? Так а какую традицию наследуют суфии - если верить аутентичным текстам?
Впрочем, ув. лектор не понимает того, что сами термины - "йога" и "суфизм" - лишены однозначного содержания, речь идет об омонимах, использование которых в научных текстах - скорее, рез-т известной инерции. Объяснять феномен Иисусовой молитвы параллелями с "суфийскими текстами" - это 19 век. Скажем, цитируемый ув. лектором Карл Эрнст, приведя в одной из своих работ многочисленные случаи прямого заимствования исламскими мистиками тех или иных йогических текстов (уважаемый лектор будет здесь приятно удивлен, если, конечно, составит положенный лит. обзор - и прочтeт положенные статьи) - принципиально отказывается считать суфизм производным от йоги! Он прямо критикует авторов этой гипотезы! Такая генеалогия для него - это примитив, исторический "эссенциализм", в прокрустово ложе которого не слишком образованные авторы пытаются втиснуть свое видение предмета. Мусульмане должны быть счастливы - светские, концептуально грамотные статьи Эрнста, опубликованные в "приличных изданиях", бесконечно далеких от всякого ислама - оказываются образцами апологетических работ, увы, недостижимыми для отечественных авторов. Причины очевидны.

От себя скажу, что принципиальным в вопросе о видении света является не заимствование негде неких техник, а богословское уразумение утвержденного свт. Григорием о свете. Вот это-то главное безнадежно криво у Дунаева. Эта его бредовая идея мыслить Фоворский свет как нетварно/тварный свидетельствует как об очень недостаточной философской культуре мысли, так и о богословской беспомощности. Все это отягощено, добавлю, равным обнаруженному отцами Собора 1368 года у Прохора Кидониса самомнении :)
Tags: Дунаев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments