Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Негры, квадраты и культурная значимость..

Вчера, 11 ноября, Третьяковская галерея обнародовала данные последних исследований шедевра Малевича. Выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается два  цветных изображения.

Результаты самых последних исследований, как сообщает телеканал «Культура», были представлены на международной конференции, посвященной столетию таинственного произведения искусства. Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар рассказали о том, что им удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате». По мнению музейщиков, под слоем краски на картине значится «Битва негров в темной пещере». Таким образом, картину Малевича можно считать диалогом художника с французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле, написавшим в 1882 году картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представляющую собой такой же черный квадрат.
«Сенсационное исследование» не обрадовало искусствоведов, посчитавших, что открытие не столько сенсационное, сколько вредное.
— Никаких негров под «Черным квадратом» не было и нет. Я в это не верю. Картина уже неоднократно побывала под рентгеновскими лучами, и, конечно же, никто никто ничего не находил, — заявил «Известиям» внучатый племянник Казимира Малевича, биограф художника Станислав Богданов.

Арт-критик Константин Бабулин выразил солидарность с мнением Богданова. По мнению Бабулина, найденная перекличка картины Малевича с работой «Битва негров в темной пещере» (если она действительно имела место быть) обесценит значимость «Черного квадрата» для мировой живописи.
— Сейчас идет попытка упростить всё И эта попытка упрощения явно не пойдет на пользу «Квадрату». Если мы будем продолжать утверждать, что работа Малевича имела отношение к «Битве негров», это значит, что полотно написано ради шутки, а следовательно, не имеет права претендовать на культурную значимость, — отметил Бабулин.

Специалисты напомнили, что до Малевича существовало великое множество «Черных квадратов»[1]. К самым знаковым можно отнести полотно Роберта Фладда, «Великая тьма», написанное еще в XVII веке; абсолютно черное творение Гюстава Доре «Сумеречная Россия», созданное в XIX веке; а также юмористические и неполиткорректные по нынешним временам «шедевры» Пола Билхолда «Ночная драка негров в подвале» и «Битва негров в пещере темной ночью» Альфонса Алле, написанные в конце XIX века. Однако, по словам Бабулина, «ни одно из этих полотен не произвело такого эффекта, как «Черный квадрат» Малевича, который, без сомнительных юмористических коннотаций считался шедевром уровня «Моны Лизы» Да Винчи».

При этом критика искусствоведов не коснулась самого факта обнаружения одного или нескольких живописных полотен под «Черным квадратом».
— Это общеизвестно и ни для кого не представляет новости. По трещинам, которые появились со временем на картине, понятно, что под слоем черной краски есть еще один живописный слой, — отметил Богданов.

Член союза архитекторов Москвы Александр Панкин назвал исследование «совершенно фантастическим».
— Оно меняет многие представления о «Черном квадрате». Раньше была версия о том, что «Черный квадрат» был создан спонтанно. Новые исследования Ворониной показали, что  это была не эвристическая находка, а долгий и рациональный путь художника.

В том числе Панкин отметил, что новое исследование шедевра позволяет по-другому взглянуть на роль белого цвета и задуматься о том, «Черный квадрат» с таким же успехом мог бы называться и белым.

Представители Третьяковской галереи от комментариев отказались, но приняли решение собрать срочную пресс-конференцию, на которой журналисты смогут получить ответы на все вопросы относительно того, что же все-таки нашли под шедевром Малевича и насколько это важно (http://izvestia.ru/news/595663#ixzz3rRIcCnPa).





[1] И не только черных: «Альфонс Алле — французский писатель-юморист и художник-абсурдист, карикатурист — написал «Битву негров в темной пещере глубокой ночью», которая представляет собой черный прямоугольник, в 1882 году. У Алле была целая серия юмористических работ-экспериментов в области монохромной живописи; например, «Малокровные девушки, идущие к первому причастию в снежной буре» (белый прямоугольник) или «Кардиналы, собирающие помидоры у Красного моря» (красный)» (https://meduza.io/news/2015/11/12/na-chernom-kvadrate-nashli-nadpis?utm_source=facebook.com&utm_medium=share_fb&utm_campaign=share).

Я помню еще в детстве сюжет "великого" произведения Малевича мы описывали так: "Негры ночью дерутся"... Хотя мы и не знали, что картина с таким названием есть:
Pc6q_QYhzihSvSP_slD1og
Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882

Вот это просто прекрасная иллюстрация той истины, что всякие глубокомысленные каляки-муляки, «претендующие на культурную значимость» порождены унылыми авторами без чувства юмора, не умеющими рассказывать анекдоты. А потом приходят еще более унылые и еще более глубокомысленные искусствоведы, замахивающиеся на то, чтобы "взглянуть на роль белого цвета и задуматься" :))))
Tags: Живопись и графика, Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments