Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Новая Ева.

Протопр. Иоанн Мейендорф о Богородице как о Новой Еве:
«Тексты византийской гомилетики и гимнографии нередко содержат восхваления Девы как “вполне приуготованной”, “очищенной” и “освященной”. Но эти тексты следует понимать в контексте того учения о первородном грехе, которое преобладало на Востоке: от Адама унаследована смертность, не вина; и никогда никто из византийских богословов не сомневался, что Мария была несомненно смертным существом.
Западные богословы, старающиеся обнаружить в Византии древнецерковные авторитеты, подтверждающие учение о Непорочном Зачатии Марии, часто вырывают подобные места из их контекста. И в самом деле, Софроний Иерусалимский (ум. в 638 г.) восхваляет Марию: “Много святых являлось прежде Тебя, но ни единый не был преисполнен благодати так, как Ты…, никто не был очищен заранее, как Ты…”. Андрей Критский (ум. в 740 г.) идет даже дальше, проповедуя на Празднике Рождества Девы: «Когда Мати Его, Кто есть сама красота, родилась, [человеческая] природа восстановила в Ее Лице свои древние привилегии и составилась согласно совершенному образцу, истинно достойному Бога… Одним словом, преображение природы нашей сегодня начинается…”. Эта тема, которая появляется в литургических гимнах на Праздник 8 Сентября, была подробнее разработана Николаем Кавасилой в XIV в.: “Земля есть Она, потому что Она с земли; но она — земля новая, поскольку Она не происходит от своих предков и не унаследовала старую закваску. Она есть … новый хлеб и положила начало новому роду”.
Подобные цитаты можно умножать и умножать, и, судя по ним, византийцы вполне могли бы, по причине своего мариологического благочестия, принять определение догмата о Непорочном Зачатии Марии в том его виде, в каком он был сформулирован в 1854 г., прими они только западное учение о первородном грехе. Но следует помнить — особенно в контексте поэтических, эмоциональных и риторических преувеличений, характерных для византийской литургической мариологии, — что такие понятия, как “чистота” и “святость”, без труда можно представить даже в рамках дохристианской человечности, которая рассматривается как смертная, но необязательно “виновная”. В случае Марии Ее ответ Ангелу и Ее статус “Новой Евы” наделяют Ее особенным отношением с “новым родом”, родившимся от Нее. Однако у византийских авторов мы нигде не находим утверждения, из которого можно было бы вывести, что Она получила особенную благодать бессмертия. А лишь такое утверждение ясно бы подразумевало, что Ее человечность не разделила общей участи для всех потомков Адамовых» (Византийское богословие, II, 11, 4).

Совершенно непонятно, что же такое, по мысли протопр. Мейендорфа, означает «предочищение» Марии, и что значит «не унаследовать старую закваску». От чего Она была предочищена? Очевидно, не от смертности. Сегодняшний праздник о том и говорит нам: Богородица была смертна. Как и все люди. Не только те, кто жил до воплощения Слова, но и — после. Эта невнятица, которую мы видим здесь в тексте многими уважаемого богослова и патролога (а также во множестве других текстах номинально православных «антиюридистов»), не может быть преодолена, если не понимать, что смертна была не только Вторая Ева, но и Первая Ева. Покуда остается невнятно святоотеческое учение о том, почему люди стали умирать, будет вот такое кривое богословие...
Приведу известнейший текст свт. Афанасия Великого:
«...человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: хранение же законов утверждение нерастления (Прем 6:19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс 81:6–7).
Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти, потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление...» (Слово о воплощении Бога Слова, и о пришествии Его нам во плоти, 4 – 5).

PS
Я написал, что Богородица была смертна, как и все люди. Но это не совсем так:
«Как могла стать подвластной смерти Излившая на всех истинную Жизнь? Но Она подчиняется законоположению рожденного Ею, как дочь ветхого Адама попадает под ответственность отца...» (прп. Иоанн Дамаскин. Второе похвальное слово на Успение Богородицы, 2).
Эта цитата кажется мне очень важной сегодня, как имеющая отношение и к теме поста, и к Празднику.

С праздником Успения Пресвятыя Богородицы!
Tags: Богословие, Искупление, Персонализм, Праздник, протопр. Мейендорф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments