Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О скандале в Манеже.

В эпоху Перестройки и Гласности в Краснодаре был свой "Арбат", занимавший квартал по улице им. Чапаева (мы поэтому называли это место "Арбат имени Чапаева"). Там было довольно интересно: происходили дискуссии между сторонниками разных политических, философских и религиозных взглядов, читались стихи, пелись песни, выставляли свои картины художники. Все это было очень, конечно, разноуровнево, иногда совсем уж беспомощно и безмозгло, но все-таки -- как я сказал уже -- интересно. Я часто туда хаживал, участвовал в дискуссиях, в обсуждении выставленных картин. Все было вполне мирно. Но вот однажды некая очередная наша мирная дискуссия была прервана громким криком, который обыкновенно называют "душераздирающим":
-- Ты зачем Спасителю к ногам камень прицепил???!!!!!!

Мы посмотрели в ту сторону, откуда крик исходил. Возле картин какого-то краснодарского сюрреалиста происходила возня: взлохмаченный тщедушный бородач пытался вырвать у художника сюру, на которой было много всего понакручено, но центром композиции был, действительно, Спаситель, на ногах Его были кандалы, а кандалы крепились к громадному бетонному (?) кубу. Картину почти не помню, но помню, что по впечатлению богохульной она не была. Художник там что-то такое хотел выразить, типа: мы своими жадностью, похотью и прочими грехами продолжаем мучать Христа. Все это было довольно слабо накрашено профессионально и безнадежно глупо по образному воплощению. Но бородач был просто в ярости, старался картину выхватить, явно намереваясь ее уничтожить. Я никак не мог определиться, чью сторону мне принять. Я был художник, но я же был и православный. Стоял в растерянности... Возня тем временем близилась к окончанию. На помощь к художнику бросились другие. Один крупный парень начал бородача всерьез бить. Тут уж я перестал разрываться между солидарностью с братьями-художниками и братом по вере. Я довольно быстро парня утихомирил (больше увещеванием, потому практически не повредив). Потом вытащил агрессивного православного брата (а он, почувствовав поддержку, усилил атаку) из толпы, как мог успокоил его и увел подальше, а там он совсем остыл и ушел.
Так вот... Я отнюдь не против уничтожения богохульного произведения искусства и даже физического насилия над автором этого богохульного произведения (допускаю, что, может быть, придется и заплатить за свой поступок свободой). Более того, я по случаю высказался, что смогу понять и того, кто художника-богохульника убьет: http://kiprian-sh.livejournal.com/296020.html  Но за все дни, что я слышу и читаю о скандале, устроенном "юродивым"* Энтео, я так и не смог найти ссылку на те изображения, которые он называет богохульными. Поэтому не могу определиться относительно его правоты/неправоты. Не подскажет ли кто, вокруг чего там была возня**?
__________________________________
* Я беру это слово в кавычки потому, что Энтео, при внешней схожести с действиями некоторых юродивых Христа ради, разнится с ними в одной важной особенности: юродство такого типа существовало внутри христианского общества и было адресовано христианам. А вовне... Ну, нам известно из Деяний Апостольских, как поступал со статуями "богов" в языческом мире первый юродивый -- св. ап. Павел :)
 ** На скульптуры и графику Сидура "вообще" ссылку давать не надо, я немного знаком с его работами.
Tags: Живопись и графика, Культура, Освяти свою руку ударом, Просьба, Церковь и время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments