Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О скандале в Манеже.

В эпоху Перестройки и Гласности в Краснодаре был свой "Арбат", занимавший квартал по улице им. Чапаева (мы поэтому называли это место "Арбат имени Чапаева"). Там было довольно интересно: происходили дискуссии между сторонниками разных политических, философских и религиозных взглядов, читались стихи, пелись песни, выставляли свои картины художники. Все это было очень, конечно, разноуровнево, иногда совсем уж беспомощно и безмозгло, но все-таки -- как я сказал уже -- интересно. Я часто туда хаживал, участвовал в дискуссиях, в обсуждении выставленных картин. Все было вполне мирно. Но вот однажды некая очередная наша мирная дискуссия была прервана громким криком, который обыкновенно называют "душераздирающим":
-- Ты зачем Спасителю к ногам камень прицепил???!!!!!!

Мы посмотрели в ту сторону, откуда крик исходил. Возле картин какого-то краснодарского сюрреалиста происходила возня: взлохмаченный тщедушный бородач пытался вырвать у художника сюру, на которой было много всего понакручено, но центром композиции был, действительно, Спаситель, на ногах Его были кандалы, а кандалы крепились к громадному бетонному (?) кубу. Картину почти не помню, но помню, что по впечатлению богохульной она не была. Художник там что-то такое хотел выразить, типа: мы своими жадностью, похотью и прочими грехами продолжаем мучать Христа. Все это было довольно слабо накрашено профессионально и безнадежно глупо по образному воплощению. Но бородач был просто в ярости, старался картину выхватить, явно намереваясь ее уничтожить. Я никак не мог определиться, чью сторону мне принять. Я был художник, но я же был и православный. Стоял в растерянности... Возня тем временем близилась к окончанию. На помощь к художнику бросились другие. Один крупный парень начал бородача всерьез бить. Тут уж я перестал разрываться между солидарностью с братьями-художниками и братом по вере. Я довольно быстро парня утихомирил (больше увещеванием, потому практически не повредив). Потом вытащил агрессивного православного брата (а он, почувствовав поддержку, усилил атаку) из толпы, как мог успокоил его и увел подальше, а там он совсем остыл и ушел.
Так вот... Я отнюдь не против уничтожения богохульного произведения искусства и даже физического насилия над автором этого богохульного произведения (допускаю, что, может быть, придется и заплатить за свой поступок свободой). Более того, я по случаю высказался, что смогу понять и того, кто художника-богохульника убьет: http://kiprian-sh.livejournal.com/296020.html  Но за все дни, что я слышу и читаю о скандале, устроенном "юродивым"* Энтео, я так и не смог найти ссылку на те изображения, которые он называет богохульными. Поэтому не могу определиться относительно его правоты/неправоты. Не подскажет ли кто, вокруг чего там была возня**?
__________________________________
* Я беру это слово в кавычки потому, что Энтео, при внешней схожести с действиями некоторых юродивых Христа ради, разнится с ними в одной важной особенности: юродство такого типа существовало внутри христианского общества и было адресовано христианам. А вовне... Ну, нам известно из Деяний Апостольских, как поступал со статуями "богов" в языческом мире первый юродивый -- св. ап. Павел :)
 ** На скульптуры и графику Сидура "вообще" ссылку давать не надо, я немного знаком с его работами.
Tags: Живопись и графика, Культура, Освяти свою руку ударом, Просьба, Церковь и время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments