Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Исповедь.

В жизни каждого православного была хоть одна исповедь. Я был крещен в 1987 году и понятно, наверное, что исповедовался... ну, не один раз точно :)
Разные были исповеди. Были и слезы, и равнодушие, и сомнение в решении священника, и даже смех однажды.
К моему счастью, причиною смеха все-таки был не я, не мое внутреннее состояние, а пастырские качества священника.
В конце 80-х я не имел духовного отца и потому исповедовался тому священнику, который в данный конкретный день исповедь принимал. Я причащался чаще всего в храме во имя св. Георгия Победоносца (там же крестился, венчался, там был крещен мой сын, для этого храма я потом с сыном делал мозаики). Батюшек я всех знал, как и они меня. После общей исповеди я всегда подходил к аналою под епитрахиль и исповедовал грехи отдельно. Но однажды я исповедовался новому бытюшке, которого только видел до этого на службе мельком. Он производил впечатление очень образованного, такого книжного человека. Я, увидав его исповедующим, очень надеялся на мудрое наставление (я тогда сильно верил, что книжки непременно помогают стать мудрым). Исповедовался я довольно долго и горячо. Когда я закончил, батюшка уточнил:
-- Все? Ничего более не скажете?
-- Нет, все. Вот это только.
-- Вы не монашествующий?
-- Нет! Я просто...

И батюшка почал меня пастырски наставлять. Не помню, с чего он начал, но на второй-третьей фразе я услышал:
-- Мы же с Вами все-таки идеалисты!
Я опешил. А батюшка продолжил:
-- Мы идеалисты, правильно я говорю? Вы как думаете?
Что мне было делать? У меня спрашивали, являемся ли мы с батюшкой идеалистами, предлагают обсудить эту тему... Видно, показался я отцу N интересным собеседником... Я был растерян. Выдавил из себя:
-- В смысле?
-- Ну... как... в определенном смысле!

И тут я понял, что мне странно же уточнять, какую идеалистическую систему батюшка исповедует, а потом отстаивать со своей стороны ту, которая ближе мне (разумеется, Канта! но, однако, я же недавно нашел доводы против доказателства Канта, что пространство и время суть исключительно формы созерцания, и хотя я считаю, что так полагать можно, но это отнюдь не единственно возможное полагание, а потому возможны и другие онтологические системы... и я не готов прямо до выяснения того значения, в котором уважаемый коллега употребляет слово "идеалист"...)  -- все это доворльно странно делать, согнувшись под епитрахилью. Я представил, как мы этак полемизируем, а потом я вырываюсь из-под епитрахили на свободу с криком: "Но с чего, с чего Вы, отче, взяли, будто Гегель...!!!"
И мне стало смешно. А потом -- неудобно (вот не -- страшно (я солгал бы, если бы так сказал!), а именно как-то неудобно, неловко, стыдновато) от того, что мы тут творим во время таинства... Я не вступил в философскую дискуссию, а покорно пробормотал, что да, конечно, мы идеалисты...
И впоследствии очень остерегался исповедоваться священникам, производящим впечатление образованных и книжных. Не приведи, Господи, попутают!

Tags: Память, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments