Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Свт. Григорий Нисский о вечных муках.

Свт. Григорий Нисский о вечности адских мучений.
«…в творениях Григория есть и такие места, где прямо признается вечность адских мучений. Мест подобного рода, правда, немного, но все же они настолько, по-видимому, определенны, что представляется затруднительным примирить их надлежащим образом с мнением св. отца о всеобщем восстановлении. Приведем эти места.

1) В слове „против отлагающих крещение”, увещевая последних не откладывать принятия св. таинства, Григорй Нисский, между прочим, говорит: „лучше, удостоившись спасительного крещения, впасть опять в грех, нежели кончить жизнь непричастным благодати; ибо грех, может быть, получит и прощение по человеколюбию Божию, на которое великая надежда у добрых, а тому совершенно отказано в спасении  по точному определению, так как, когда слышу, что и неложный голос говорит: аминь, аминь, глаголю тебѣ, аще кто не родится свыше, не можетъ видѣти царствія Божія (Іоан. 3, 3), то ничего не могу ожидать доброго для неомытых водой крещения". И немного ниже св. отец продолжает: “душу, не просвещенную и не украшенную благодатью не знаю, примут ли ангелы при разлучении ее от тела. И как это может быть, когда она не запечетлена и не носит никакого знака Владычнего? Естественно, она будет кружиться в воздухе, блуждая, носясь туда и сюда, никем не взысканная, как не имеющая господина, желающая упокоения и приюта и не находящая, тщетно скорбящая, бесплодно раскаивающаяся, подобно богачу, который, облачаясь в порфиру и виссон, во всякого рода наслаждениях и роскошной жизни готовит вещество для неугасимого огня”. Это второе место, взятое отдельно, правда, еще не свидетельствует непременно в пользу вечности адских мучений, так как, во-первых, и сам Григорий выражается здесь с некоторою нерешительностию, а во-вторых, выражение “неугасимый” может быть понято в смысле указания не на продолжительность, а на качество геенского огня. Но если мы поставим его в связь с предшествующими ему словами св. отца, в таком случае подобного рода толкование естественнее представляется признать несостоятельным.

2) В слове “против тяготящихся церковными наказаниями” св. Григорий Нисский пишет об отлученных от Церкви, что в будущей жизни “жалкая душа” такого человека “обвиняя себя тогда в неразумии, плача, скорбя, стеная, будучи заключена в мрачное некое место, как-бы в затвор, останется там, казнясь нескончаемым и во веки безутешным плачем”.

3) В слове “о нищелюбии и благотворительности” св. Григорий следующими чертами рисует картину страшного суда Божия: “вижу я Сына человеческого, грядущего с небес, идущего по воздуху, как по земле, окруженного многими тьмами ангелов; потом — возвышающийся престол славы и все племена человеческие, какие ни приходили в бытие и освещались солнцем и вдыхали сей воздух, разделенные на две части и предстоящие судилишу. Стоящие с правой стороны названы овцами, а те, кто на другой, слышу я, названы козлищами, навлекши на себя это название по сходству нравов. Слышу там речи Судии к подсудимым и ответы судимых Царю. Каждому назначается в удел, что ему следует: проводившим жизнь хорошую — наслаждение царствием, а человеконенавистникам и злым — огненное мучение и притом вечное.
4) В слове “против ростовщиков” Григорий Нисский, рассказав историю одного известного ему ростовщика, умершего внезапно, не сообщив никому из домашних, где зарыто золото, и оставившего таким образом детей нищими, — говорит: “достойно своему образу жизни и окончил ее суетный приобретатель денег, подвергавший себя тяжким лишениям и голоду, собравший наследство — себе в вечное наказание, а детям нищету”.

5) В трактате “о душе и воскресении” св. отец, признавая, что загробные мучения будут иметь характер нравственного врачевания, а не наказания (в собственном смысле) грешников, вместе с тем высказывает мысль, что это врачевание или, в известном смысле, наказание, может, в отношении к некоторым грешникам, быть настолько продолжительно, что сделается “соразмерным вечности”. А об Иуде предателе св. отец в одном месте даже прямо выражается, что для него, “по причине глубоко укоренившегося порока, очистительное наказание продолжится в беспредельность”, то есть в бесконечность» (Д. Тихомиров. Св. Григорий Нисский как моралист. Могилев на Днепре, 1886. С. 350-353).
 
Tags: Бессмертие, Богословие, Господи помилуй
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments