Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Протестанты о восприятии "хрени в мешке".

Гарнак говорит, что свт. Григорий Нисский «совершенно определенно учит, что Христос принял природу не отдельного человека, а как второй Адам, всю человеческую природу, так что, согласно этому мистическо-платоническому воззрению, все человеческое слилось с божеством; все это он представляет себе как физическо-фармакологический процесс: человечество, как тесто, проникается закваской Божества (противовесом является требование добровольного исполнения закона); он поставил таинства в теснейшую связь с воплощением» (История догматов, 35. // Раннее христианство. Т. 2. М.: Изд-во Фолио, 2001. С.264.)
То же воззрение он находит у свт. Кирилла Александрийского: «Бог-Логос слился со всей человеческой природой, и все же сам остался тем же, чем был. Не Он сам изменился, а все человечество слил воедино со своим естеством. <…> Хотя он приписывает Христу все составные части человеческого существа, однако, он отвергает взгляд, что Христос был индивидуальным человеком, подверженным в силу Своей природы всем страданиям. Христос есть Логос, принявший безличную человеческую природу» (История догматов, 41. // Там же. С. 305).

Но все это для Гарнака остается некой экзотикой, аффектами "острой эллинизации христианства". Я вот все думал, почему вообще протестанты не участвовали в создании учения о восприятии всех людей в Воплощении. И вот, кажется, догадался: возникновение протестантизма в непримиримой борьбе с католичеством предопределило его крайний эксклюзивизм. То есть, попросту говоря, ну не могла мучить протестантов проблема всеобщности спасения! :)
Tags: Гарнак, Хрень в мешке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments