Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

"Всецелая телесность"...

Помню, в конце 80-х у меня одновременно появилось три толстенных стопки фотографий. Это были фотокопии книг Гумилева -- "Этногенез и биосфера Земли" и архим. Киприана (Керна) -- "Антропология св. Григория Паламы" и "Евхаристия". Читал, восторгался...
Потом, через много лет, перечел "Антропологию..." и подивился:
http://kiprian-sh.livejournal.com/2757.html.

Теперь вот прошел по ссылке ув. illusoryshadow и еще раз подивился:

Архимандрит Киприан (Керн) в своей работе «Евхаристия» пишет: «Диакон, войдя в алтарь и став справа от иерея, обращается к нему со словами: "Раздроби, владыко, Святый Хлеб". Священник отвечает: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй". В этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце, закланном за грехи мира, и о Его неограниченности временем и местом, о пοстоянности причащения Тела и Крови Христовых во все времена. Этими словами показывается, что, несмотря на разделяемость, необходимую для причащения многих, Агнец остается неповрежденным и неделимым. Это непостигаемое для ума свойство евхаристического Жертвоприношения позволяет совершать ежедневно Литургию на многих престолах по лицу Вселенной, и Тело Христово остается неповрежденным и неиждиваемым. Это неиссякаемый источник вечной жизни. При этом в причастии подается верующим не какая-то часть Тела Христова, а всецелая Его телесность, и мы причащаемся не части Его пречистого Тела, а именно этой телесности. Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, а Телу, прославленному и вознесенному на небо, то есть не ограниченному какими-то размерами и местом, а пребывающему в полноте прославленного и преображенного человечества. Весь Христос в интегральности Своего прославленного Тела преподается в наименьшей частице евхаристических Даров всем верующим» (http://www.bogoslov.ru/text/4440434.html).


"Всецелая телесность"... Что это, <не могу употребить нужное слово в связи с Великим постом>, такое?!.
Забавно (?), что автор статьи, тоже использующий это, скажем так, странное (опять-таки Великий пост, и я не могу, как бы ни хотелось, высказаться более определенно) словосочетание, прямо ссылается на
Послание патриархов восточно-кафолическия церкви о православной вере 1723 г.:
«Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек».

Понятно, конечно: всякие там, <...>, латинские пленения и пр. Словосочетания правильного темные попы еще не знали, отсталые были... Ну так не цитируй, <...>! Не сравнить же их с твоим просвещенным парижским учителем!

PS Жаль, автор не стал подтверждать слова о "не реальном физическом Теле, страдавшем на Голгофе" цитатой из того же Послания:

«Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (τυπικός, εἰκονικός), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (κατ´ Ἐναρτισμόν — per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ὑποστατικός), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина».

PPS Да, "Этногенез..." еще не перечитывал...
Tags: Таинства, Церковь, архим. Киприан Керн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments