Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Бальтазар о Теле Христовом.

Кажется, для Бальтазара «физические» подробности таинства Евхаристии неважны, как просто лишь отвлекающие от существа дела и затрудняющие его понимание «простыми умами»:
«…теологи настолько увязают в рассмотрении тонких аспектов и формулировок, что даже простому уму общие пропорции предстают в искаженном виде (например, в вопросе о способе присутствия Христа в Евхаристии). В этих случаях с помощью максималистского критерия (в том, что касается реализма любви, а не физической стороны таинства) связь с сутью таинства приходится осознавать заново»[i].

Но это только кажется :)
Предлагая не «увязать» в рассмотрении способа физического присутствия Христа в Евхаристии, Бальтазар пытается дать некое иное рассмотрение, довольно экзотически связывающее крестную смерть Спасителя с евхаристической Жертвой. Можно понять так, что, умирая на кресте и — каждый раз снова — на престоле во время совершения таинства, тело Христово воскресает как Мистическое Тело — Церковь, то есть «”тело Его, которое есть Церковь” (Кол 1, 24): видимая, структурно членимая — такая же, каким было его физическое тело»[ii]. Это «было» заставляет нас сразу усомниться в действительном согласии Бальтазара с традиционным ортодоксальным пониманием природы тела Христа в Евхаристии. Вроде бы, Бальтазар не готов совершенно отказать собственному телу Христа в реальности:
«Христос обладает собственным телом, потому что это тело, пребывая в церковном теле, не растворяется в нем и не исчезает, потому что его собственное тело как евхаристическое является преображенным телом и уже не подлежит судьбам смертных»[iii].

Но однако же:
«Источая свое тело в мир при Евхаристии, Он как будто полностью теряет свой образ. Это истечение совпадает со смертью на кресте. “Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин 12, 24). “Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, но Бог дает ему тело, как хочет” (1 Кор 15, 36 слл.). В основе уподобления — не биологический процесс, но то, что в фазе смерти преемственность телесного образа нарушается. Больше того, описание всего процесса не предусматривает никакой гарантии, что из безобразности умирающего зерна <…> вновь произрастет прежний образ, как будто Бог сам решает, какое существо произрастить из умершего зерна. Слова Павла могут быть истолкованы в христологическом контексте, тогда они означают, что тело Христа, умирая, не предъявляет Отцу никаких требований относительно того, в каком образе он должен воскреснуть в мире»[iv] (выделено нами — Авт.)

Посему неудивительно, что «реальное присутствие Иисуса отныне является пневматическим — что верно и относительно евхаристии, — т.е. таким, которое предполагает его чувственное отсутствие»[v]. Совершенно очевидно, что «чувственное отсутствие» здесь не имеет ничего общего с традиционным учением Церкви о сокрытии физической реальности Тела и Крови в Евхаристии под видами хлеба и вина, так как если и можно говорить о чувственном присутствии тела Христова, то это — «новый телесный образ» — «люди, составляющие Церковь<…>: ведь они сами суть тело Христа и тем воплощают его телесное присутствие»[vi] (выделено нами — Авт.). Понятное дело, ведь «воплощенный Христос не может существовать без тела, т.е. Церкви с ее различными органами»[vii] ! :)

PS Ма-ма...








[i] X. У. фон Бальтазар. Истина симфонична. Москва: 2009. С. 62.
[ii] Там же. С. 56.
[iii] Там же. С. 73-74.
[iv] Там же. С. 75.
[v] Там же. С. 99.
[vi] Там же. С. 8.
[vii] Там же. С. 60.
Tags: Бальтазар, Таинства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments