Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Бальтазар как патролог.

Я сказал, что Бальтазар врет в ссылках, пытаясь основать свои идеи цитатами, противоположными его идеям по смыслу. Мы с ув. Анонимом за время работы с его текстами нашли далеко не одно место (кое-то я показывал раньше; см., напр.: http://kiprian-sh.livejournal.com/75906.html). Все они в свое время будут представлены в статье.
Пару дней назад я решил заранее поделиться еще одним слишком уж пострясшим меня обнаруженным вопиющим несоответствием заявленной мысли с той, что обретается в текстах прп. Максима. Как оказалось, я поспешил и ошибся.
Но чтобы не было никаких сомнений в справедливости моих претензий к Бальтазару, приведу другие несоответствия.
Так, мысль, что "Весь мир будет возвращен Логосом домой, потому что Он спасает всех, весь род, ибо Его неизреченная тайна объемлет собой все эпохи и всякое место" является выводом Бальтазара в том числе из приведенных ниже текстов.

Quaestiones ad Thalassium 2. PG 90, 272:
«Ради этой благодати Бог и Слово, став Человеком, говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17); Отец - благоволя, Сын - самодействуя, а Святой Дух - существенно исполняя во всех благоволение Отца и самодействие Сына, дабы через всех и во всех явился Единый в Троице Бог, соответственно созерцаемый каждым из удостоившихся (ἁξιουμἑνων) [этого] по благодати и всеми ими вместе, подобно тому, как душа пребывает без уменьшения и во всём теле, и в каждом его члене»;

Amb. PG 91, 1088B:
«наслаждением наслаждается и веселится,- прибавлю, дерзнув, к его [словам] мои,- все разумное творение ангелов и человеков, которые в движении своем к концу ни один из природно соединенных с ними Творцом логосов не растлили невниманием, но, напротив, разумно сохранили себя целыми и непревратными...»
________________________________________
Очевидно, по-моему, что мысль прп. Максима отчетливо эксклюзивистская, и неудостоившиеся, равно как несохранившие себя целыми и непревратными не включаются им в число "возвращенных Логосом домой".
Искажение мысли преподобного Бальтазаром здесь, разумеется, тонкое. Он вообще чаще всего достаточно тонко инсинуирует (почему я и был так потрясен своим ошибочным "открытием"). Это, кстати, делает работу гораздо интереснее, чем разбор дубовых идей, напр., прот. Давыденкова :)
Tags: Бальтазар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments