Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Дело Христа.

Пошалил немного у дорогого Г.И. Беневича: https://www.facebook.com/grigory.benevich/posts/10203421006147719?comment_id=10203429397037486&offset=0&total_comments=50

В разговоре возникла одна тема, для меня очень важная. Это отношение к смерти.
Я сказал в комменте по ссылке:
"Мы же все на себя примеряем... Я тоже жить сильно хочу, дорогой Григорий. Только мне это стыдно, это слабость моя".
На это ув. Г.И. мне ответил:
"Жить хотеть не грех. Христос это в Гефсимании показал. Почему-то Он не стал там демонстрировать героического поведения, солидаризировавшись с героями всех времен и народов, которые не дрогнув клали свои жизни за великие цели. А солидаризировался с человеками во всей их немощи".

Вот этот момент очень интересен, он приоткрывает некоторое (странное для богослова и патролога) непонимание ув. Г.И. дела Христова. И я хочу сказать об этом подробнее, чем в комменте на ФБ.
1. Моление в Гефсиманском саду нужно понимать в контексте того, какова была человеческая природа Христа. Христос воспринял здравую природу Адама, но попускал в Своем человечестве проявляться последствиям грехопадения -- неукорным страстям. Что это значит? Что значит это "попускал"?Это значит, что неукорные страсти не проявлялись в Адаме по благодати, и именно лишение благодати есть то последствие, которому Спаситель попускал в Себе проявиться. То есть Он попускал, когда хотел, проявиться в Себе безблагодатному состоянию человеческой природы. Так вот, и кровавый пот Гефсимании, и смерть на Кресте -- это следствие безблагодатности человеческой природы после грехопадения (разумеется, человечество Христа было соединено с божеством нерушимо, потому я и говорю: "попускал").
2. Но христианин, соединяясь со Христом, получая новое рождение, наследует иное состояние природы. Христианин через причастие Тела и Крови Христовых становится причастником благодати. И поэтому он имеет дарованную Богом силу сказать вослед св. ап. Павлу:
"для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.
Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
а оставаться во плоти нужнее для вас"
(Флп. 1: 21-23).
3. Понятно, надеюсь: когда мы с ув. Г.И. говорим о страхе смерти, мы не говорим о нежелании умереть из соображения пользы других. Нет, речь об обычном страхе безблагодатного человека, для которого его земное существование несравненно лучше неведомого (и даже сомнительного) посмертного. И этот страх для христианина должен быть постыден, так как свидетельствует о его греховном состоянии, отторгающим действие благодати, благодатное обожение. Потому нам следует прислушаться к ств. Иоанну Златоусту:
"Если же смерть представляется страшною, то причиною этого слабость людей. А что действительно страх происходит от слабости, послушай Павла, который просил себе смерти и радовался ей: "имею желание" говорил он "разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше"; и еще: "я и тому радуюсь и буду радоваться" (Фил.1:17-23); а противным тому тяготился: "мы в себе стенаем", говорил он, " ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим.8:23); и еще: "находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем" (2Кор.5:4).
Видишь ли, какое благо – любомудрие? Что другим кажется достойным слез, то ему вожделенно; а что другим кажется достойным радости и веселия, о том он воздыхает. Действительно, не достойно ли воздыханий – быть в стране чужой, вдали от своего отечества? И не достойно ли радости – скоро возвратиться в тихую пристань, достигнуть горнего жилища, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Но, скажешь, возможно ли это для меня, грешника? Вот, видишь ли, что не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть? Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною"
(Беседа на псалом 114, 2-3).
4. Я боюсь смерти, дорогие мои друзья. Но еще больше я боюсь, что перестану бояться этого страха, да еще стану упоенно ему отдаваться и найду этому своему постыдному греховному состоянию оправдание, и даже увижу в нем свое уподобление Христу. Христу -- дающему нам силу не бояться.
Tags: Бессмертие, Богословие, Богословие для чайников, Господи помилуй, Златоуст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments