Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Эволюция и анафема.

В сети продолжается полемика "эволюционистов" и "креационистов".
Позволю себе высказать несколько методологических замечаний.
1. Научная обоснованность так называемой "случайной" эволюции сомнительна.
И она не может быть принимаема православными совершенно, так как отрицает первый член Символа Веры.

2. Против так называемой "творческой" эволюции у "креационистов" нет серьезных научных возражений.
Но есть возражение догматическое, основывающееся на словах "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих" (Прем. 1:13). На основании того, что данные слова относятся большинством отцов ко всему творению в том смысле, что не только человек, но и тварь вне Рая не знала смерти. Однако есть и другое (хотя и очень редко высказывавшееся отцами) мнение. Вот что говорит свт. Феофан Затворник:
"...по планам Божиим, твари не следовало быть в таком состоянии. Вседержитель понужден был поставить ее в сие состояние падением главы ее – человека. Поелику привзошло сие последнее; то Он нашел необходимым подчинить и тварь, созданную для человека, тому же, чему подпал человек произволением. Но как? Так ли, что, провидя падение человека, Он и создал тварь так, как прилично быть ей при падшей главе, – с тем, однако же, чтоб, когда восстановлен будет падший, приподнять ее в меру его восстановленного состояния; или она создана была в лучшем состоянии, в каком был и первозданный, а потом низведена в худшее, когда пал человек, с тем, что и опять восстановлена будет в лучшем виде, когда восстановится глава ее? Святой Апостол не решает этого. Он смотрит на то, что есть, и предрекает, что будет, не поднимая завесы, скрывающей от нас первоначалие твари. Так поступают и наши толковники; и только мимоходом выражаются так, что их мысль подходит будто – то к первому, то ко второму" (http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/tolkovanie-k-rimljanam=*rim47).
Очевидно, что святитель допускает два мнения:
1) Богом тварь изначально сотворена уже в нынешнем состоянии в предвидении падения человека;
2) тварь подпала смерти уже после грехопадения.
Первое мнение, понятно, оказывается совместимым с идеей "творческой" эволюции.

3. Остается выяснить, можно ли быть согласным с первым мнением без опасности быть анафематствованным (учитывая, что оно противоречит многим текстам свв. отцов). На этот счет я могу ответить так: до соборного решения -- можно. Основания, по которым я считаю это возможным, изложены в моем посте: http://kiprian-sh.livejournal.com/175510.html.


PS Добавлю подсказанную krutitsy цитату из прп. Максима Исповедника, которая говорит то же, что и свт. Феофан:
"...поскольку человек создан был Богом украшенным добрóтой нетления и бессмертия, но безобразие окружающего его вещества предпочтя умной доброте, соделал совершенное забвение превосходного достоинства души, лучше же сказать – Бога, душу боговидно украсившего, сорвал достойный выбора36) по божественному постановлению, мудро устрояющему наше спасение, плод, [произведя] не только тела тление и смерть, и ко всякой страсти удобопреклонное движение и способность, но и вне и вокруг него материальной природы непостоянство, несоразмерность, и ко изменению готовность и удобоподвижность, и либо тогда ее Бог по причине преступления сорастворил с нашим телом, и вложил и в нее силу изменяться, подобно тому, как и в тело – страдать и совершенно распадаться, по написанному: «и сама тварь повинуся тлению не волею, но за повинувшаго ю на уповании»37) (Рим.8:20), либо от начала по предведению так сотворил ее по причине предвиденного преступления, дабы терпя от нее страдания и бедствия, пришли мы в сознание себя самих и своего достоинства, и с радостью согласились бы отвергнуть расположение к телу и к ней".
http://azbyka.ru/otechnik/?Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu=1_3
Tags: Методология, Эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 285 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →