Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Дунаев об апориях :)

"Если божественная сущность отлична от энергии или энергий, но при этом "божеством" можно и нужно именовать и сущность, и энергии, то оказывается много божеств. Этот вывод неизбежен. Понимая это, Собор 1351 запретил говорить об одном или многих божествах, но запретом делу не помочь: в истории вселенских Соборов подобные запреты ни к чему не приводили (ср. с запретом Собора 1341 г. исследовать подобные темы -- запретом, который нарушил сам же Палама в первую очередь).
Выход из этой апории только один (намечен уже в Соборном Томосе 1351 г. и в сочинениях ряда паламитов): признать различие между сущностью и энергией мысленным, то есть, по сути, коренным образом изменить мысль Паламы"
(http://danuvius.livejournal.com/417814.html).

Вот что значит прокурить за котельной уроки не уделять внимания философии :)
Что сказать, чтобы сразу, без нудного чтения свт. Василия Великого о сущности и свойствах (которые суть свойства сущности, но не сущность), или -- Канта, отличавшего феномен от ноумена, стало понятно?
Если я пишу сейчас пост о посте патролога Дунаева, если при этом смеюсь, плачу, гневаюсь молча, или еще и издаю стоны, то все эти действия (энергии) -- мои, т. е. человеческие. Однако они совсем не являются моей сущностью :) И никакого множества человечеств множество моих человеческих действий не создает.
Очень надеюсь, что понятно...
Tags: Богословие для чайников, Дунаев, Сущность и свойства, Сущность и энергии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments