Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Митр. Никодим (Ротов) и его дело.

В день кончины митр. Никодима (Ротова) уместно вспомнить не только то хорошее, что было в его деятельности, но и то, что хорошим назвать язык не поворачивается пальцы не выстукивают. Например, его учение о Воплощении, почерпнутое, очевидно, у дорогих его сердцу католиков, и немало способствовавшее проникновению их ереси в Церковь. Вот что писал и говорил покойный митрополит:
"Принятием и обожением естества нашего в Боговоплощении Начальник и Совершитель нашей веры (Евр. 12: 2) и спасения вечного (Еф. 5: 9) Господь Иисус Христос примирил, объединил и сроднил все человечество с Богом, а всех людей - между собой, "ибо - по словам апостола - благоугодно было Отцу, чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное" (1 Кол. 1: 19-20).
Потому и мы "уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2: 19) как через усыновление нас Богу, так и через единство нашей человеческой природы с природой Богочеловека Христа, Сына Божия» (ЖМП 1969, № 11, стр. 49);
"Через единство своего происхождения, но особенно через Воплощение Господа, воспринявшего человеческую плоть и таким образом соединившего с Собою все человечество, христиане ощущают свое общечеловеческое единство со всеми живущими на земле и свою ответственность перед Богом мира (Собеседование богословов Евангелическо-Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 г. Из доклада митрополита Никодима «Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества». ЖМП 1970, № 3, стр. 76) (См.: http://www.apocalyptism.ru/Antinicodim-Christ-Body.htm).

Влияние митр. Никодима было настолько глубоко и широко, что и у будущего патриарха Алексия II можно было прочесть:
"все мы в нашем цельном естестве восприняты в природу Богочеловека Иисуса Христа. И эта истина заставляет нас верить, что каждый человек, стремящийся к добру и правде, делает на земле дело Христово, хотя бы он умом не знал Христа или даже отвергал Его. Из богочеловечества Христа следует, что в Нем заключены все поколения – прошедшие, настоящие и будущие, что всем людям открыт путь в Царство Божие. Следовательно, с воплощением Сына Божия все человечество становится Его потенциальной Церковью, и в этом смысле границы христианской Экумены (или общечеловеческой семьи) оказываются далеко за пределами христианского мiра" (ЖМП 1980, № 3, с.59).

И до сего дня влияние это сильно. У нынешнего председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, возглавившего работу по написанию новой редакции Православного Катехизиса (испытавшего, впрочем, и непосредственное влияние тех, "которые, не принадлежа к восточной православной традиции, сумели открыть для себя и для западного мира наследие великих Отцов Восточной Церкви" (http://www.pagez.ru/olb/389.php), читаем:
"За несколько десятилетий до начала несторианских споров святитель Григорий Богослов, в числе других великих отцов IV века, сформулировал принцип взаимообщения свойств двух природ во Христе (communicatio idiomatum), который в V веке был принят за основу Халкидонским Собором. Именно благодаря взаимообщению происходит обожение человеческой природы во Христе, а вместе с ней — обожение всего человеческого естества. Бог, по образному выражению Григория, «водрузил в Божестве Своего смертного человека» и умер «за тех, которые ниспали до земли и умерли в Адаме». Последнее означает, что спасительная смерть Христа распространяется на все человечество: во Христе обоживается всецелая природа Адама" (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/teaching/48.html).
_________________________________
Вот такая вот памятная дата сегодня...
Tags: Катехизис, Митр Никодим (Ротов), Последний экуменизм, Сущность и ипостась
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments